Иногда, сидя в медитации, я думал: «Что я должен делать? Надо ли повторять имя Будды? Или делать что-то ещё? Что такое медитация, на самом деле?» Я продолжал задавать себе эти вопросы, пока не превратился в большой шар сомнений. Однако, пока я был в этой школе, мои сомнения так и не разрешились.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Де Джин

Речь Дхармы на Церемонии Инки

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

Каждое утро, перед поклонами, мы произносим четыре великих обета, первый из которых: "Чувствующие существа бесчисленны. Я клянусь спасти их всех".

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

Выдающийся учитель однажды сказал: "Когда Будда спускался с небес Тушита, он уже закончил спасение всех существ от страданий". Почему же тогда вы клянётесь спасти от страданий всех существ?

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

Если Будда уже спас всех существ от страданий, ещё до своего рождения, то почему каждое утро мы повторяем эти обеты?

Если появляется одно существо, то появляются все страдания. Если одно существо исчезает, то исчезают все страдания. Если вы появляетесь в этом мире, то создаёте страдания. Но если вы исчезаете из этого мира, то вы теряете Великий Путь Бодхисатвы. Без появления или исчезновения, как  вы можете спасти всех существ от страданий?

КАЦ!

В зале Дхармы золотой Будда. Снаружи — белая гора Сам Гак Сан.

На этом моя речь Дхармы окончена, но я скажу ещё несколько слов. Я был здесь, в монастыре Хва Ге Са, как многие из вас знают, почти тринадцать лет. И видел здесь много перемен. Я побывал с Мастером Сунг Саном во многих странах, и помогал ему, когда он преподавал. Так я смог получить много важных уроков, наблюдая, как он проводит свою жизнь, миг за мигом. Вспоминается такая история:

Около семи лет назад Дзенского Мастра Сунг Сана пригласили на Тайвань, и я поехал с ним как помощник. Наши тайваньские хозяева были очень добры и великодушны. Они приютили нас и кормили своими изысканными традиционными вегетарианскими блюдами. Однажды Мастера Сунг Сана пригласили провести Церемонию Открытия Глаз Будды во знаменитом храме. Мы пришли во храм, где в зале Дхармы были установлены три новые статуи Будды, и собралось множество людей. Всё было наполнено красным и золотым цветом, и обо всех монахах очень хорошо позаботились. Нам поднесли дары и множество различных блюд и напитков. Дзенскому Мастеру Сунг Сану предоставили для жилья лучшую в здании комнату.

В день церемонии собралось много людей, и Де Соен Са Ним провёл церемонию Открытия Глаз Будды, затем вручили ещё подарки и подали изысканный обед. После обеда мы вернулись в комнату Мастера Сунг Сана. Но, когда мы вошли, нас ждал сюрприз. Во время церемонии кто-то зашёл в комнату, порылся в его сумках и взял все его деньги и некоторые другие вещи. Конечно, я сильно разволновался, но Дзенский Мастер Сунг Сан просто посмотрел на меня и сказал: "Этого уже нет, так что не волнуйся!"

Но там же была куча денег, наверное, несколько тысяч долларов, потому, что Мастер планировал помочь некоторым людям по пути, давая деньги монахам и монахиням, живущим в том или ином городе вдоль нашего маршрута. Нашей переводчицей была корейская монахиня, бегло говорящая по-китайски. Она тоже сильно опечалилась. "Как нехорошо, — сказала она, — Надо сказать распорядителям храма и другим нашим хозяевам!" Но Дзенский Мастер Сунг Сан попросил её не говорить никому о происшествии, и только сказал ей, искренне смеясь: "Не волнуйтесь! Мы просто сделали кому-то большое пожертвование!" Но она всё равно сказала им.

Тайваньцы были возмущены, они ведь придавали большое значение хорошему приёму гостей и очень старались о них позаботиться. Как они огорчились! И сказали разные слова, вроде: "Де Джин Сыним, дверь нужно было запереть", и: "Вы помощник Дзенского Мастера! Вы за это отвечали! Вам надо было держать сумку вашего учителя всё время при себе!" Так что, после этого у меня было много разных мыслей.

Но затем случилась интересная вещь. Эта кража произошла в одном из южных городов, центре провинции, под названием Тайчжун. А после нашего пребывания в Тайчжуне наши хозяева договорились о большой речи Дхармы в столице, Тайбее. Так что, спустя пару ночей в Тайчжуне, мы поехали в Тайбей и провели большую публичную лекцию, для множества людей, с долгой речью Дхармы. Дзенский Мастер Сунг Сан учил в своём обычном стиле, как если бы ничего не случилось, вообще не упоминая об этом печальном случае несколько дней назад. После речи, по китайской традиции, все подходили и делали подаяния монахам, кладя деньги в маленьких красных конвертиках. Глава той ассоциации явно сказал всем: "О, этот Дзенский Мастер много потерял в Тайчжуне, у него кое-что забрали. Мы должны подарить по-настоящему много". Поэтому пришло много людей. Старики, молодёжь, даже дети... И старушки пришли и вытаскивали монетки из своих карманов. Президент ассоциации мирян внезапно дал мне такой большой пакет для покупок и велел держать его перед собой. Люди стихийно собрались в длинную очередь, и я начал мысленно подсчитывать, сколько денег в этой сумке, насколько они заменят деньги, потерянные в этом путешествии. Там были дети и глубокие старики, люди со всех житейских дорог, богатые и бедные, они все подходили по одному, кланялись Дзенскому Мастеру Сунг Сану и сложили в этот большой пакет множество красных конвертиков; пакет был набит очень туго!

Когда всё это кончилось, Дзенский Мастер Сунг Сан повернулся к переводчице. "Я не могу взять эти деньги. Это не мои деньги. Они принадлежат всем этим людям!" — Так он сказал главе ассоциации, — "Возьмите все эти деньги и используйте для образования монахов, для больниц и благотворительных дел". Вот теперь я почувствовал себя свободно!

Для меня это было очень хорошее учение. В этой ситуации я ясно увидел, как учение этого Дзенского Мастера было не для какой-то славы или выгоды, не для "возврата" денег, "потерянных" в поездке, не для возврата в хорошее положение. Его учение было чисто о Дхарме, только для Дхармы. Так что потери или приобретения были не важны. Только как вы можете исправить какую-то ситуацию и спасти всех существ от страданий? Если вы думаете, если вы только пытаетесь позаботиться о каком-то существе, если у вас есть "я, моё, мне", то у вас проблема. Но, если вы не создаёте даже одного существа, то как вы появляетесь и спасаете всех? Вот об этом я говорил в начале.

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

Во дзенской школе Кван Ум есть много разных способов практики. У нас есть произнесение имени будды или бодхисатвы.

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

У нас есть поизнесение некоторых мантр. "Ом мани падме хум" или "Шин мё джан гу де дарани" — у нас есть такой путь.

(Де Джин поднимает палку и хлопает по столу).

И ещё у нас есть путь формальной дзенской практики. Просто сидение, просто следование за дыханием, просто ходьба, только делание чего-то совершенно полностью [в самоотдаче]. Так что, я спрашиваю вас: какой путь — лучший? Вы можете его найти? (Кто-то в Собрании внезапно хлопает по полу). Вы понимаете "один", но вы понимаете "два"?

КАЦ!

Спасибо всем вам, что поднялись сегодня по этим ступеням, вошли в зал Дхармы и слушали эту речь Дхармы.