Чтобы помогать чувствующим существам, будда принимает вид неведения, то есть, он должен говорить на уровне тех чувствующих существ, которым поможет. У будды нет неведения, он лишь отразит неведение чувствующих существ; он не вернётся в неведение и никогда не будет подвержен волнениям.

Шен Янь. Будды, чувствующие существа и неведение

Сестра Океан

Шесть мантр любящей речи

 

бабочка

Ученики Тик Нат Хана в Селении Слив, мы учимся применять в повседневности искусство осознанной жизни. Тик Нат Хан (Тай) придал новый импульс многим традиционным практикам. Практика мантры – одна из них. Вот простые фразы, которые можно повторять на любом языке. В книге «Искусство общения» Тай говорит: «Шесть Мантр – это шесть предложений, которые воплощают любящую речь и дают людям знать, что вы видите их, понимаете их и заботитесь о них. В буддизме мы называем такие фразы мантрами. Это как волшебные заклинания. Когда вы произносите их, то можете совершить чудо, потому что счастье становится доступно сразу».

1. Я здесь для тебя.

2. Я знаю, что ты здесь, и я счастлив
(а).

Первые две мантры созданы для углубления межличностных отношений, и их можно использовать с кем угодно, когда угодно. Вы можете подбирать другие слова, чтобы найти для себя самое естественное. Однако самое главное – по-настоящему осознать присутствие другого человека и как драгоценно быть живыми вместе. Никогда не знаешь, когда увидишь своих любимых в последний раз, и эти фразы помогают нам возвращаться к тому, что важно, здесь и сейчас.

За годы практики я поняла, что эти мантры можно использовать даже внутренне, по отношению к себе. Когда я чувствую себя потерянной, в замешательстве и одиночестве, я говорю себе эти слова, чтобы помнить: я могу могу дать себе утешение, доброту и любовь, которые обычно жажду от других.

3. Я знаю, что ты страдаешь, и поэтому я здесь для тебя.

4. Я страдаю – и хочу, чтобы ты знал
(а) это. Я делаю всё, что могу. Пожалуйста, помоги.

Третью и четвёртую мантру используют при напряжении, конфликте и вообще при страданиях. В такие мгновения легко замереть и не знать, что сказать – или взорваться гневом и ухудшить ситуацию. Когда мы помним, что каждый делает всё, что может, чтобы быть счастлив (хотя некоторые стратегии трагически ошибочны), мы можем вспомнить, что конфликты порождены страданием.

Когда горюет друг, эти фразы проясняют, что наше присутствие – самая важная вещь, которую мы можем предложить друг другу; а не наш совет или наш страх. Когда происходит конфликт, эти мантры напоминают нам, что, если мы исходим из намерения облегчить страдания для всех причастных, то намного вероятнее найдём решение. И если даже мы не находим решения немедленно, мы можем быть в мире с собой, зная, что сделали всё, что могли, и были верны своей цельности.

5. Это миг счастья.

Пятая мантра может показаться наивной аффирмацией (утверждением, которое люди повторяют, как самовнушение, в надежде что-то улучшить – прим. пер.), и, честно говоря, её могут и так использовать. Если вы просто говорите это и надеетесь, что что-то изменится – без обращения взгляда внутрь – то у неё нет силы. Я попадалась в эту ловушку много раз. Но, приняв это как приглашение увидеть священное в мирском и помнить, что пробуждение доступно здесь и сейчас, можно найти в этой мантре врата на свободу. Если счастье уже присутствует, то живи в нём! Наслаждайся им! Если присутствует страдание, помни, что условия для счастья тоже всегда здесь. Если же нет ни страдания, ни счастья, спроси: нельзя ли найти сейчас хотя бы крошечного благополучия. Пусть простого и маленького. Мы так часто ищем восхитительных состояний и блаженства, что проходим мимо маленьких мгновений спокойствия, которое так близко, что уже здесь. Их просто надо заметить.

Ещё стоит заметить, что эта мантра не предназначена для отрицания страдания. В моменты горя и страха, если чувствуете, что эта мантра давит, то не используйте её. Но если приглашение найти уголок благополучия в великом зале отчаяния чувствуется как свобода, то пользуйтесь.

6. Ты отчасти прав(а).

Эту мантру используют и когда кто-то хвалит, и когда обвиняет. Так что, утверждение это очень простое – но практика очень трудная. От этого контраста мне почему-то смешно, и эта мантра стала моей любимой. Практиковать осознанность может быть важно, но не обязательно с серьёзностью!

Когда нас хвалят, должно быть, в этом есть что-то верное, но всё же нам надо помнить, что и недостатков у нас много. Затем, когда нас критикуют, важно находить истинное в том, что было сказано; и помнить, что у нас есть и хорошие качества. Эта мантра касается самой сути терпения и скромности, важных практик на любом духовном пути. Большинство людей застревает в гордости или стыде, но в конечном счёте и то, и другое – выражение нашего неведения, которое полагает, что у нас есть «я», отдельное от других, и о котором вообще можно судить. Действительность – вне всех понятий, так что нет никого, кто был бы только своей собственной гордостью или стыдом. Иначе говоря, просто не принимайте всё [так уж полностью] на свой счёт.

Случалось, я была уверена, что критикуют меня ложно, и эта мантра помогала мне ослабить хватку за свою правоту. В иных случаях я была уверена, что меня критикуют совершенно справедливо, и эта мантра помогала помнить, что я – не только мои недостатки. Так же получалось, когда меня хвалили. Затем я начала применять эту мантру ко своим собственным мыслям. Это погрузило практику гораздо глубже в моё сердце. При слишком далёком уклонении в гордость или стыд, эта маленькая фраза может отвести нас обратно на срединный путь.

Занимаетесь вы традиционной мантрой или нет, эти мантры можно использовать практикующим любые религиозные традиции (или не практикующим никаких). Это просто напоминания, как присутствовать друг с другом и собой. С ними можно играть и можно, как в джазе, импровизировать. Найдите слова, которые для вас будут самыми подлинными. Мантра «Я знаю, что ты страдаешь, и поэтому я здесь для тебя» может превратиться в: «Похоже, ты грустишь. Хочешь поговорить?» Слова совсем не так важны, как чувства сердца.

Какие фразы в повседневной жизни оживляют для вас Дхарму? Сможете ли вы практиковать, повторяя их про себя, чтобы укрепить их? Позвольте себе играть; просто попробуйте. Вам нечего терять!

 


Перевод Постоянного Озарения по Modern Mantras for Daily Life, с сайта Врата буддизма (Buddhistdoor Global).