По мере развития чаньской школы, были выработаны две формы практики, которые примерно соответствуют двум входам Бодхидхармы: одна через принцип, а другая через практику. Метод безмолвного озарения обычен для традиции Цаодун, тогда как традиция Линьцзи советует метод гунъань и хуатоу. Оба подхода могут привести к просветлению, осуществлению "не-я".

Шен Янь. В духе чаня

Постоянное Озарение

en

«Пробуждение» случилось со мной в детстве, ещё когда я не знал ни о каких духовных учениях. Мир внезапно оказался не плотным и определённым — а неуловимым, обманчивым…

Больше не было «реального знания» об окружающем. Оставалось лишь наблюдать происходящее… Не полагаясь на общепринятые идеи и порядки… Опираться — и то, условно — можно было лишь на вот это; непосредственно наблюдаемый этот миг.

Видя сквозь условности и представления, я всё же многого не понимал. Почему люди делают явные глупости? Почему они мучают себя и других? Цепляются за неважное, а то и дурное?

Когда, через несколько лет, я узнал об Учении Будды, это было ошеломительным открытием. Оказывается, уже был когда-то человек, интересовавшийся теми же вопросами и нашедший ответы. И его Учение действительно помогало другим людям.

Люди страдают, у этого есть причины; а причины влекут следствия.

Можно не биться в стенку напрямую, а изучать причины проблем.

Изменяя их, можно изменять следствия: нашу текущую жизнь.

С тех пор, чтобы понять механизмы человеческой глупости, я стал погружаться в них, «одевать» их на себя; воплощать их. Так я погрузился во страдания, а затем и построил внутренние стены. Отгораживаясь от других, чтобы отгородиться от страданий. Вместо меня стал действовать «программируемый робот» — действующий глупо, как обычные люди.

В конце концов, мне удалось «уснуть»: забыть, кто я на самом деле. Я жил, выполняя программу; только где-то внутри оставался наблюдатель… Какие бы глупости я ни делал, от каких мучений ни страдал, в сердце всегда теплилось воспоминание о чём-то настоящем, за пределами этой поверхностной суеты.

Потерянный, я хотел найти это, вспомнить…

Я искал: «Чего я на самом деле хочу? Что там, в самой глубине сердца?»

Когда мне попались книги по дзену, я соединил свой поиск настоящего и дзенскую медитацию хуатоу.

При этом, наблюдая намерение Вселенной в данный миг (по Учению дона Хуана).

Получился мой собственный вариант духовного пути:

Несмотря на все кармические трудности, эта практика развивалась стремительно, поскольку я искал ответы всей цельностью — искренне, от всего сердца.

И в 1994 году пришло «решение задачи». Кусочки мозаики со всего мира собрались в единую картинку.

Оказалось, что невозможно «выполнить человеческую программу» и успокоиться. Ты получил образование, нашёл хорошую работу, завёл семью и кормишь её — но жизнь требует дальнейших забот, одно цепляет за собой другое. Поэтому программа «обустроить свою жизнь» не прекращается; годы пролетают в бесконечном выполнении чужих программ.

Не срабатывает и отгороженность от страданий. Оказывается, что ты можешь отгородиться от счастья; а страдания остаются с тобой, внутри выстроенных тобой стен.

Итак, ответ был найден; ложная модель, по которой живут люди, разоблачена.

Единство Вселенной вернулось. Робот с его программами был сброшен; тяготы отпущены.

«Лично мне» уже ничего не было нужно, и я готов был раствориться в нирване. Но другим ещё могло пригодиться это тело, это прозрение — путь в безграничность и счастье. Поэтому произошёл возврат в мир людей.

Судя по читанным тогда книжкам, я стал «просветлённым», и все проблемы были решены.

Но через несколько месяцев я заметил, что ещё встречаются «не решаемые» проблемы. Как так?

Как просветление может спасовать перед проблемами?

Это было странно, и я начал искать учителей, чтобы исследовать духовный путь систематически. Разные школы буддизма, суфизм и каббала, психология и философия, И Цзин и Тенсегрити… Везде находилось что-то полезное и интересное.

В 2001 году, помимо продолжения собственной учёбы, я начал преподавать буддийские теории и методы. А в 2003 году встретил пробуждённого дзенского Мастера, Шен Яня, который, наконец, помог мне разобраться в тонкостях дзенской практики и отбросить ложную информацию из второсортных книг.

Сейчас я стараюсь использовать весь свой багаж — знания и теорий, и методов, и человеческих проблем — чтобы развивать культуру человечества, помогать людям вокруг меня открывать их собственные, изначальные счастье и мудрость.

Даже если всё это — сражение иллюзий с иллюзиями.