Вы можете стать просветлённым путём практически любой деятельности. Вы можете пробудиться, когда устанавливаете свой телевизор, или когда вас ударили. Это на самом деле зависит от вашей готовности пробудиться. Согласно чаньской традиции, всё может стать катализатором, в зависимости от вашей способности и зрелости.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Мастер Косё Утияма

Тому, кто решил стать дзенским монахом

Пер. яп.-англ.: Мухо.
Пер. англ.-рус.: Постоянное Озарение.


Девиз жизни в миру: ешь или будь съеден! Если вы решили стать монахом потому, что жизнь в этом мире кажется вам слишком трудной и суровой, и вы предпочтёте жить на подаяния других, попивая свой чай – если вы хотите стать монахом только чтобы как-то жить, то дальнейшее сказано не для вас. Если вы читаете дальше, сознавайте: это адресовано тому, кто развил намерение практиковать путь Будды, вопрошая свою жизнь, и только поэтому хочет стать монахом.

Для того, кто развил это намерение и стремится практиковать путь, важно прежде всего найти хорошего учителя и подыскать хорошее место для практики. В старые времена практикующие монахи надевали свои соломенные шляпы и соломенные сандалии и отправлялись по всей стране в поисках хорошего учителя и места для практики. Сегодня легче найти сведения – собирайте и проверяйте их, и решительно примкните к учителю и общине, которая кажется вам подходящей.

Однако не забывайте, что практиковать путь Будды значит покинуть своё я и практиковать отсутствие эгоизма. А покинуть своё я и практиковать отсутствие эгоизма – значит покинуть измерительную палку, которую мы постоянно носим с собой, в своих мозгах. Для этого вы должны следовать учению мастера и правилам вашего места практики, преданно, без высказывания собственных предпочтений и суждений о хорошем и плохом. Важно сначала тихо просидеть в одном месте не менее десяти лет.

Если, напротив, вы начинаете судить хорошие и плохие стороны вашего учителя или места практики, когда первые десять лет не прошли, и начинаете думать, что, может быть, где-то ещё есть учитель и место получше, и идёте искать его – то вы просто следуете измерительной палке своего эго, что не имеет никакого отношения к практике пути Будды.

С самого начала вам надо ясно знать, что нет совершенных учителей: каждый мастер – всего лишь человеческое существо. Что важно – ваша собственная практика, которая должна состоять в следовании несовершенному учителю настолько совершенно, насколько возможно. Если вы следуете вашему учителю именно так, то эта практика – основа, на которой вы можете следовать себе. Вот почему Доген Дзендзи говорит:

Следовать пути Будды означает следовать себе. [Гендзё коан]

Следовать учителю, следовать сутрам — всё это значит следовать себе. Сутры – выражение тебя. Учитель это ТВОЙ учитель. Когда ты отправляешься в дальние путешествия, чтобы встретиться с учителями, это дальние путешествия, чтобы встретиться с собой. Когда ты выпалываешь сотню сорняков, ты выпалываешь себя сотню раз. И когда ты взбираешься на десять тысяч деревьев, ты взбираешься на себя десять тысяч раз. Понимай, что, когда ты практикуешь так, ты практикуешь себя. Практикуя и понимая это, ты отпустишь себя и почувствуешь настоящий вкус себя в первый раз. [Дзисё дзанмай]

Часто говорят, что для практики дзена важно найти учителя – но кто решает, прежде всего, что такое настоящий учитель? Не решаете ли вы это с измерительной палкой ваших мыслей (то есть, вашего эго)? Пока вы ищете учителя вне вашей собственной практики, вы будете только расширять своё эго. Учитель не существует вне вас: практика дзадзена, в которой я становится я – вот учитель. Это такой дзадзен, в котором вы действительно покидаете свои мысли.

Значит ли это, что достаточно практиковать только дзадзен, вообще без учителя? Нет, конечно, нет. Сам Доген Дзендзи говорит в Дзисё дзанмай, сразу после вышеприведённой цитаты:

Когда вы слышите, что почувствовали вкус себя и пробудились к себе через себя, вы можете сделать поспешный вывод, что надо практиковать в одиночестве, самому, без учителя, показывающего вам путь. Это большая ошибка. Думать, что вы можете освободить себя без учителя – ошибочное мнение, восходящее к натуралистической школе индийской философии.

Когда вы практикуете полностью самостоятельно, без учителя, вы в итоге станете делать всё, что придёт вам на ум. Но это не имеет отношения к практике буддизма. В конце концов, совершенно необходимо сначала найти хорошего учителя и следовать ему. К счастью, в Японии ещё есть учителя, правильно передающие Учение Будды в форме дзадзена. Следуйте такому учителю без жалоб и тихо сидите, по меньшей мере, десять лет. Затем, через десять лет, сидите ещё десять лет. И тогда, через двадцать лет, сидите заново, ещё десять лет. Если вы сидите так тридцать лет, у вас будет хорошее видение местности дзадзена – а это значит и хорошее видение местности вашей жизни. Конечно, это не значит, что тогда ваша практика пришла к концу – практика всегда должна быть практикой всей вашей жизни.