Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!Розмісти стрічку з символікою Українськой РСР на своєму сайті!

Постоянное Озарение

Практика с выходом и без выхода

Орёл

Большинство людей то и дело погружается в заблуждения, излишние волнения и дурные привычки. Вместо того, чтобы быть «истинным собой» и жить свободно, всем сердцем, мы как бы отбываем повинности, полу-живые, полу-осознанные. Забыв настоящую волю сердца, тратим время без мудрости.

На буддийском языке всё это называется «попадать в ловушки санскар». Санскара — слово того же корня, что и «санскрит». Санскрит — «искусственный», сконструированный язык, созданный древними учёными-грамматиками Индии на основе нескольких местных диалектов, «пракрита». Из нескольких диалектов создали упорядоченный вариант, причёсанный, уточнив правила грамматики и так далее. И слово «санскара» значит конструкция, нечто сотворённое.

Говоря по-другому, санскара — это ситуация в нашей жизни, как мы воспринимаем эту ситуацию. Это наше представление о себе и об окружающем; представление о проблеме и о том, чего мы хотим. Всё это создаёт конструкцию в нашем психическом пространстве, представление о происходящем: я такой-то, в таких-то обстоятельствах, хочу того-то... Эта конструкция отражает наше понимание и, на самом деле, не отражает всю реальность в её полноте. Например, думая о проблеме, я считаю себя добрым человеком и не могу никому отказать, позволяю манипулировать собой во вред. Или я считаю себя независимым, самостоятельным человеком и отталкиваю окружающих, когда мне кажется, что они несправедливы ко мне и пытаются мной манипулировать. В обоих этих примерах я теряю себя естественного — который не противопоставляется другим, но и не забывает слушать волю собственного сердца.

Итак: жить в заблуждениях — значит попасть в ловушку санскар. Принять нечто ограниченное за истину и жить в этой колее, в этом ящике ограниченных взглядов.

Жить в излишних волнениях — значит быть в ловушке санскар. Когда ты поверил в «условия игры» и принимаешь эти условия всерьёз, снова и снова переживая их — когда на самом деле жизнь безгранична, и в ней найдутся возможности переживать и любые другие эмоции.

Жить в дурных привычках — значит прыгать из одной привычной санскары в другую. От постылой работы к тупому телевизору, от телевизора к пиву, от пива к болтовне по телефону, от телефона к койке... Никогда не удовлетворяющие полностью занятия, но они кажутся лучше, чем всё отпустить и скучать от бытия с собой. Поэтому вместо оборачивания к сердцу и открытия настоящего себя мы убиваем время унылыми привычками. Но фокус в том, что скука и тягота бытия с собой — это тоже привычка, иллюзия, ложь.

На самом деле, можно сбросить все привычки, включая привычку воспринимать мир как скучный и ограниченный.

Выйти из колеи заблуждений и волнений. Это называется «пробудиться», выйти из ловушек санскар на свободу.

Можно сказать, что в этом смысл дзенской и вообще буддийской практики. Мы выходим из ограниченных колей, вылазим из горшков санскар, из наших ограниченных представлений о ситуации.

Выходим за рамки конструкций, в которых находились.

Сиддхартха Гаутама, которого стали называть Буддой — Пробуждённым — был исключительно талантливым человеком. Он обратил внимание на то, что люди живут не свободными, хронически озабоченными, часто погружаясь во принуждённость и неудовлетворённость. Если бы Гаутама жил сейчас, он увидел бы всё то же самое. Блуждая из ситуации в ситуацию, мы раним себя и других, мы не живём нашу жизнь по-настоящему, полноценно и открыто, удовлетворённо и в мире с собой.

У Гаутамы ушло шесть лет полной самоотдачи, чтобы открыть причины заблуждений людей и найти способ освобождения. Эти шесть лет он отчаянно искал выход, исследовал причины и следствия и вырвался на свободу.

Его практика была практикой с выходом. А как практикуете вы?

У вас есть возможность провести ваше собственное исследование, так же, как это смог сделать Будда.

Например, когда вы ищете выход из дурной привычки, вы можете наблюдать: в каком состоянии вы находитесь, когда погружены в дурную привычку? А каково состояние, когда эта привычка отступает? Сравнивая ощущения, качества состояний, вы можете научиться осознавать захваченность санскарой и освобождаться от захваченности.

Вы можете осознавать причины своих состояний, их смыслы — и способы выходить из них в состояния непривязанности. Можете осознавать погружение в ограниченности и принуждённости — и освобождение от них.

Такие исследования — это практика с выходом, когда вы учитесь раскрывать оковы, используя для этого каждую проблему. Не просто решаете проблему и справляетесь с ситуацией, но познаёте пути освобождения вообще.

Если же вы просто принимаете некий совет из книжки или от учителя, без собственного исследования и стремления освободиться — возможно, это практика без выхода. Просто добавление к ситуации каких-то дополнительных условий. Например, вы сидели в ящике такой-то санскары, таких-то представлений о мире и себе, и просто добавили в ситуацию ещё одно условие: выполнять такую-то практику, такой-то совет учителя. Это не выводит из санскары, а лишь добавляет ещё что-то в горшочек несвободы, в котором вы варитесь.

Итак, принимая совет учителя или метод из книжки, думая, что вы практикуете и решаете какую-то проблему, проверяйте: так ли поступил бы Гаутама?

Ваша практика — это часть вашего исследования и освобождения? Или это просто добавление чего-то всё в ту же рабскую жизнь? Это практика с выходом или практика без выхода? Освобождение из санскары или продолжение варки в собственном соку?

Вы учитесь освобождению или просто делаете, что положено?

Читая эти слова, вы понимаете, как применить их, или просто пробегаете по тексту?

 

Недостаточно прав для комментирования. Вы вошли на сайт?