Согласно чаньскому преданию, монах Бодхидхарма принес чань из Индии в Китай около 500 года н.э., спустя более чем тысячу лет после смерти Будды Шакьямуни. Но индийская история содержит мало записей об этом промежутке времени, так что мы знаем относительно мало об источниках чаньской практики.

Шен Янь. В духе чаня

Жарко Андричевич

Принятие и признательность

Беседа Мастера Жарко Андричевича на затворении по Безмолвному озарению в мае 2012 года.

Перевод Постоянного Озарения по Acceptance and Appreciation /Chan Magazine - 2013 Autumn.

Озеро у г. Kulhudhuffushi скоро будет засыпано, чтобы сделать аэропорт

Наблюдать или реагировать

Всем доброе утро. Как ваше самочувствие сегодня? Лучше? Хорошо спалось? Не всем? Ладно. Значит, мы снова можем поднять вопрос о трудностях во практике. Это затворение не так уж отличается от жизни в целом. В ходе затворения мы все проходим через это чувство неустройства, и это естественно. Понятно, что мы встречаем в нашей практике условия и благоприятные, и не такие уж благоприятные. В этом нет ничего странного или неправильного. Пожалуй, это не вопрос того, что именно мы переживаем; намного больше это вопрос того, как мы это переживаем; верно?

По-моему, очень важно обратить на это внимание. Ведь для нас естественно желать лишь милых, приятных переживаний; и естественно, что не нравятся так называемые плохие переживания. Это простейшая схема реагирования в наших умах. Когда переживание приятно, нам хочется как-то его поддерживать. А как только возникает неприятное переживание, мы хотим от него убежать. Вот основополагающая функция нашего повседневного ума: хвататься за то, что нравится, и отвергать, что не нравится.

То, что мы испытываем в повседневной жизни, не так уж отличается от того, что на затворении. Отличается то, что на затворении мы стараемся полностью осознавать все изменения, происходящие в теле и уме. В обычной жизни мы этого не делаем; умы обычно заняты тем, что происходит вокруг, а также заняты созданием приятных ситуаций и избеганием неприятных. Но на затворении у нас нет такой возможности. Знаете, если вам надоело сидеть, вы не можете просто пойти выпить кофе или поболтать по телефону с друзьями. Здесь вы сидите до тех пор, пока не прозвенит колокольчик. И иногда колокольчик кажется очень далёк. Вот таковы условия на затворении – мы встречаем себя лицом к лицу. Мы не убегаем. Не гоняемся за приятными вещами и не бегаем от неприятных. Мы просто там, где есть, встречаем все переживания, стараясь понять их.

Крайне важно понимать все возникающие у нас переживания. Если мы просто реагируем, когда бы они ни появились, очень предсказуемым, привычным образом, то ничего не изменится. Мы останемся теми же. У нас всегда будут всё те же реакции на похожие переживания.

Но вместо слепого, неосознанного реагирования на то, что в нас возникает, мы можем направить своё внимание на эти переживания и наблюдать их, совершенно непосредственно, не реагируя. Просто наблюдать, позволить им приходить и уходить, в поле нашей осознанности. Практически, это именно то, что мы делаем. Приятное или не такое уж приятное; даже когда появляется боль, мы просто даём ей появиться в поле нашего осознания. Что бы ни являлось, мы ясно знаем, что это, а не убегаем в панике и не хватаемся за это. Вместо движения к нему или прочь от него, просто остаёмся и наблюдаем. Мы стараемся ясно осознавать, что это.

Признательность по отношению к трудностям

Вот что определённо отличается от нашей повседневной жизни, и вот что значит практика. Так мы можем открыть что-то новое о себе – остановившись и глубоко заглянув в себя. Если мы просто бегаем тут и там, убегая от этого, хватаясь за то, как же мы обнаружим, кто мы; как мы сможем измениться?

Конечно, кажется, что наша жизнь постоянно меняется. У нас всё время новые переживания, и это дурачит нас, мы думаем, что жизнь изменится к лучшему; и, конечно, мы очень активны в том смысле, что не просто позволяем переживаниям приходить, но и ищем их. На самом же деле, ничего не меняется на уровне этой основополагающей схемы: что бы ни происходило, мы реагируем всё тем же привычным образом. Вот что порабощает нас, и именно из-за этого мы не можем выйти за свои границы; не можем стать другими.

Если мы хотим, чтобы произошло действительное изменение, то нужно посмотреть на эту свою основную схему реагирования. Когда приходят приятные переживания, пусть приходят, чудесно! Когда приятные переживания ушли, чудесно, они ушли. Какие бы ни приходили неприятные переживания, чудесно! Вот они, неприятные переживания! Когда они покидают нас, чудесно! Они покидают нас.

Вот так мы узнаём себя. Так узнаём, что под нашей поверхностью. Так мы погружаемся глубже и глубже в то, что мы есть, кто мы на самом деле – ясно наблюдая и не следуя нашему обычному реактивному поведению. Вместо реактивности мы стараемся действовать творчески. В чём? Именно в этом всматривании, желании узнать, увидеть, обнаружить.

Итак, не падайте духом из-за трудностей, которые могут вам встретиться. Следует ценить эти трудности, так же, как вы цените приятные вещи, когда они появляются. Почему так? Потому, что прежде всего нам стоит ценить практику, а практика содержит и то, и другое. Практика это не только милые духовные переживания. Практика – это глубокое вглядывание в себя и осознание, кто мы. Но мы не можем заглянуть глубоко, если просто реагируем на всё, что появляется в уме; убегаем или гоняемся за чем-то.

Тело, ум, сонливость

Возвращаясь ко трудностям во практике, мы можем сказать, что в медитации обычно появляется три группы трудностей. Первая – всё, что связано с телесными беспокойствами. Затем есть группа умственных трудностей: блуждающие мысли, неспособность сосредоточиться и неспособность полностью отдаться методу. И, наконец, сонливость; наверняка вы с ней уже встречались?.. Вот три главные проблемы, вторгающиеся в нашу практику, и крайне важно научиться справляться с ними, когда они появляются.

В медитации есть один общий принцип: ни к чему, кроме метода, не относиться серьёзно. Всё, кроме твоего метода практики, ты рассматриваешь как иллюзии. Приятные это переживания или неприятные, ты просто смотришь сквозь них, смотришь за методом. Где метод? Ты просто остаёшься на методе. Но должен сказать, что есть четыре вещи, которые всерьёз, и надо уделять им внимание. Первое – когда ты дрожишь, чувствуя в теле холод. Второе – когда чувствуешь жар, когда у тебя температура. Эти две вещи не нужно игнорировать, надо о них позаботиться. Третье – очень сильная головная боль. Если у вас действительно сильно болит голова, то не следует продолжать практику, надо как-то разобраться с этой головной болью. Четвёртое – когда боль поднимается по левой руке, по направлению к сердцу; об этом тоже явно нужно позаботиться. К остальному относитесь просто как к иллюзорным явлениям, которые приходят и уходят. Не обращайте на них особого внимания, просто возвращайтесь к методу и оставайтесь с ним.

Примечание переводчика: Совет Мастера Андричевича работает, если соблюдается правильность позы и должное расслабление. Но, по моему опыту, у многих практикующих в этом бывают промашки, и потом возникают проблемы со здоровьем (коленями, позвоночником, почками и т.д.). Поэтому советую такое правило: если чувствуете непорядок в теле, осознавайте – это просто временное ощущение в мышцах или сигнал что-то поправить, чтобы не повредить здоровью.

Как обращаться с болью

У большинства людей бывают проблемы с телом. Самая большая проблема – это, конечно, напряжение и боль. Боль – обычно следствие того, что тело сильно напряжено. Как мы справляемся с этим? Ну, я уже сказал: очень просто, смотрите на это, как на иллюзии. Но иногда это очень трудно: когда приходит боль, она кажется очень настоящей. Как же можно сказать, что это иллюзия? Мы можем её чувствовать, вот она!

Но, тем не менее, обычно боль возникает из-за напряжений в теле, или потому, что мы просто не привыкли к таким долгим сидениям. Когда мы сидим так долго, мышцы начинают растягиваться, и при этом возникает вот такое ощущение боли. Когда это происходит, прежде всего, не обращайте внимания; просто возвращайтесь к методу. Но если вы не можете не обращать внимания, если это пересиливает вас, то вы можете повернуться к боли и просто понаблюдать её некоторое время. Уже не оставаясь на методе, обратите внимание на боль и не убегайте от неё, смотрите на неё и подходите к ней ближе, старайтесь увидеть, что это. Какая это боль? Острая? Концентрированная? Вы знаете, какого она цвета? Как она выглядит? Где появляется? Постоянная она или пульсирует?

Не сдавайтесь сразу. Если боль не проходит, если она всё ещё очень сильна и вы не можете вернуться к методу, и больше не можете смотреть на неё, тогда просто расслабьте свою позу, вытяните ноги и позвольте боли уйти. Затем возвращайтесь в положение сидячей медитации и продолжайте.

Нет особого смысла терпеть боль. Мы здесь занимаемся не аскетическими практиками, не пытаем себя. Если вы всё время думаете: «Ох, надо пошевелиться, мне нельзя шевелиться, надо пошевелиться, мне нельзя шевелиться…» – то вы уже шевелитесь! Ваш ум уже шевелится, так какой смысл удерживать позу и мучиться. Так что, вытяните ноги, позвольте боли уйти, а потом продолжайте практику. Несомненно, вы знаете дополнительные способы сидеть, когда возникает боль; например, вы просто можете принять такую позу [показывает позу Гуань Инь] и продолжать практику; и, конечно, вы можете просто поменять ноги.

статуэтки бодхисатвы Гуань Инь

Поза Гуань Инь в разных вариациях

Итак, есть разные способы обращаться с болью. Зная это, вы можете оставаться вполне расслабленны; зная: что бы ни возникало, у вас есть способ это использовать, справиться с этим и чему-то научиться у этого. Это делает практику намного утончённее, но и интереснее; это не просто чёрное и белое.

Боль, напряжение и расслабление

Вот так мы обращаемся с болью. Конечно, природа боли сама иллюзорна; нет такой вещи как боль. Боль – это ощущение, возникающее из причин и условий в определённые моменты, и она не остаётся той же самой; она постоянно изменяется, а потом исчезает. Когда эти условия изменяются, она исчезает; так что нет такой вещи, именуемой боль. Но, когда бы она ни возникала, у нас есть впечатление, что боль не уйдёт, если я ничего не сделаю. И так ты начинаешь вовлекаться, ты развиваешь всевозможные стратегии, чтобы избежать боли, и потом ты начинаешь двигаться; ты делаешь то и это, и не практикуешь! Это не то, о чём я говорил – позволять боли появляться в поле нашей осознанности, а затем плотно наблюдать её. Это совершенно не то: когда ты развиваешь разные стратегии для избежания боли, ты снова в этой своей старой схеме, хватания и отбрасывания, и это ведёт к сильной напряжённости ума.

Когда ум сильно напряжён, тело сильно напряжено. Когда тело сильно напряжено, конечно, будет и боль. [Так] мы создали условия для пребывания боли. Вот почему лучшее средство от боли – расслабление. Просто полностью расслабьте тело, и вы расслабите ум. Что значит расслабить ум? Мы знаем, как расслабить тело, но что значит расслабить ум? Мы можем расслабить ум именно не хватаясь и не отбрасывая; вот что расслабляет ум. Когда мы позволяем всему появляться и уходить, тогда ум расслаблен. Когда ум расслаблен, тело расслаблено. Когда тело расслаблено, нет боли. Ты можешь сидеть очень-очень долго безо всякой боли.

Блуждающие мысли

Вторая группа трудностей – блуждающие мысли. Что мы можем сделать со блуждающими мыслями? В общем-то, ничего. Нам не стоит о них беспокоиться. Это совершенно естественно и нормально, что блуждающие мысли появляются. Это просто наш собственный думающий ум, который мы так хорошо натренировали, что он не может остановиться, а бежит и бежит. В основном, нам не стоит обращать внимания на эти мысли. Просто уделяйте внимание нашему методу практики. Если мы противостоим этим мыслям, создаём некое противодействие, то получится ещё больше [энергии] блуждающих мыслей. Это создание конфликта, а при конфликте, конечно, возникают эмоции, и мы оказываемся в тяжёлом внутреннем состоянии. Поэтому не сражайтесь с вашими блуждающими мыслями, не создавайте противостояния: пусть будут, но не уделяйте им внимания. Считайте, что это нормально, и уделяйте внимание методу.

Вам следует развить интерес к методу, и наш интерес к методу должен быть намного больше, чем интерес к тому, что нам предлагают блуждающие мысли. Если так, то проблемы нет, ум пойдёт в желаемом направлении. Таким образом, мы будем всё больше в методе и всё меньше во блуждающих мыслях, ландшафт нашего ума будет меняться. В нашей практике очень важно, чтобы этот умственный ландшафт, по которому мы проходим, менялся таким образом. Это как если мы начинаем в облачную, дождливую и бурную погоду, и по мере практики погода меняется. Сначала нет дождя, потом нет облаков, потом появляется голубое небо и восходит солнце. Вот как может меняться это пространство ума.

Основной принцип по отношению ко блуждающим мыслям – как я уже сказал – не противостоять им и не следовать за ними. Иными словами, мы не обращаем на них внимания. А на что обращаем? На метод. Он считается единственной правильной мыслью. Все остальные мысли – неправильные; какими бы они ни казались, умными или глупыми (у нас наверняка все эти виды среди того, что мы думаем). Так что, просто отпускайте их и возвращайтесь к методу.

Сонливость

Как быть с сонливостью? Это очень тяжкое состояние. Вот как мы себя чувствуем, когда оно появляется… (показывает) – просто не можем открыть глаза. Веки кажутся очень тяжёлыми, а ум тонет, тонет и тонет. В один миг мы наяву, а потом во сне, а потом, прежде чем голова упадёт на пол, мы спохватываемся, выныриваем – и так всю дорогу. Иногда весь присест может пройти вот так; это истощает силы. Обращаться с этим можно по-разному. Прежде всего, следует принять очень прямую позу; надо выпрямить позвоночник. Затем надо сделать несколько глубоких вдохов, чтобы принести в мозг кислорода. И не следует закрывать глаза при сидении, пусть они будут полуоткрыты, направленные вперёд-вниз под углом 45°, но не глядящие. Мы держим глаза приоткрытыми, чтобы поступал свет, а не чтобы осматриваться.

Если всё это не работает, ты можешь думать о непостоянстве, о том факте, что затворение проходит очень быстро, и не очень разумно провести его, дремля на медитациях. Или ты можешь использовать средства чуть посильнее; представить, что ты сидишь на краю обрыва – похоже на то, как я сижу здесь [на высоком кресле учителя] – можете представить себе, что я упаду отсюда? Можно представить что-то этакое опасное, и это иногда помогает не дремать. Если ничего не работает – как обычно говорил Мастер Шен Янь, просто пойди и поспи. Иногда действительно ничего не работает; мы можем так устать физически, что не можем удержаться наяву, и тогда, конечно, надо отдохнуть. Вы знаете: надо давать телу то, в чём оно нуждается.

Застревание

В нашей практике очень легко застрять на чём-то. Ум привык всегда на чём-то застревать. Это может быть что-то такое простое, как, например, сглатывание слюны; если вы думаете, что с вашим сглатыванием что-то не то, это может беспокоить вас настолько, что испортит всю практику. Почти неважные вещи могут привлекать наше внимание, мы можем застревать на них и терять способность гармонично продолжать практику.

Личные беседы с учителем очень важны для затворения, потому что в нашем разговоре вы можете освободиться от таких проблем, и ваша практика сможет развиваться гармонично. Я советую: в эти оставшиеся дни затворения, когда у вас появилась проблема, просто придите на беседу. Так мы сможем работать вместе и, я уверен, сможем как-то преодолеть все появляющиеся проблемы.

На затворении нам надо работать над собой – работать со всем, что находим, когда поворачиваемся лицом к лицу с собой. Всё, что мы находим – это наш рабочий материал, а не что-то для недовольства или подавления, или ненависти, или создания с этим каких-то отрицательных отношений. В конце концов, это же МЫ, верно? Что бы мы ни встречали в нашей практике, это то, что мы есть, и нет смысла от этого убегать. Мы не можем от этого убежать. Как бы это иногда ни было трудно (ведь мы обнаруживаем себя в очень трудном состоянии, физически и психически), от этого нет смысла убегать. Напротив. Надо встретить себя лицом к лицу. Надо найти способ справиться с собой.

Что хорошо, даже при очень трудных ситуациях – в нас нет ничего фиксированного. И это совершенно чудесно, что в нас нет ничего фиксированного и неизменного. В какой бы ситуации мы ни были в этот миг – это то, что мы создали; а что создано, может быть и убрано. Вот почему в нашей практике я постоянно напоминаю, что вам не стоит ни о чём беспокоиться.

Наваливание плохого поверх плохого

Когда мы беспокоимся о своём состоянии, когда противостоим своему состоянию, то, на самом деле, создаём ещё одно плохое состояние поверх того, что уже есть. Понимаете? Можно чувствовать себя физически очень плохо, или горевать эмоционально, но, когда вы осознаёте это и начинаете из-за этого себя ненавидеть, то это ещё одно дурное психическое состояние поверх уже имеющегося. Это как если бы кто-то ранил вас стрелой, а потом вы в себя тоже стреляете – потому, что в вас попали. Ясно? Совершенная бессмыслица. Но именно так мы часто с собой поступаем. Что-то пошло неправильно, и из-за этого мы начинаем себя ненавидеть. Вообще нет смысла этого делать, мы лишь ухудшаем и ухудшаем свою ситуацию. Иногда из этого трудно выбраться. Это как порочный круг, в который мы входим, даже не понимая, как попали туда. А если мы не знаем, как создали всё это, конечно, трудно убрать эти состояния и ситуации.

Так что же мы делаем? Я уже сказал в начале этой беседы, что, в каком бы состоянии мы ни находились, стоит быть признательными. Это наше собственное творение, и следует ценить его. В то же время, когда мы ценим это, среди всей этой ситуации следует расслабиться. Расслабление означает настоящее принятие того, что есть. Итак, физически мы расслабляемся, психически принимаем. Мы говорим: «Ладно, вот я в этом состоянии. Хорошо. Вот кто я в этот конкретный миг. Это итог моей жизни, который я встречаю сейчас лицом к лицу». И, конечно, нам следует это принять.

Изменение мира

Благодаря признательности к тому, что мы обнаруживаем, благодаря расслаблению и принятию мы создаём совершенно иную внутреннюю атмосферу – такого качества, что это состояние тела и ума, каким бы оно ни было, начинает таять, изменяться. Это отношение крайне важно – отношение признательности, принятия, полного расслабления посреди той ситуации, в которой мы находимся. Если мы можем это сделать, то ситуация изменится разительно. А когда мы видим, что ситуация меняется, мы развиваем уверенность, веру в себя и в метод практики. Тогда у нас возникает радостное усердие, стремление глубже заняться практикой. Знаете, меняется весь мир.

Я бы хотел, чтобы вы приняли эти слова всерьёз и постарались их применять, постарались приложить их и к вашей сидячей медитации, и к остальному. Это чрезвычайно важно – принимать себя, ценить тот факт, что мы способны повернуться лицом, принять и изменить.

Обычно в жизни люди на этого не способны. Они или никогда не встречают Дхармы, или ведут настолько загруженную жизнь, что у них нет пространства, чтобы посозерцать себя таким образом. Тогда как мы все встретили Дхарму, и мы на затворении – мы можем на самом деле использовать Дхарму для понимания себя. Это следует ценить. Если мы думаем обо всём этом таким образом, то совершенно естественно будем ценить это. Такое отношение крайне важно. Можно объяснить это другим словом, вроде «настроения»; нам следует изменить настроение, в котором мы практикуем. Это отношение определённо меняет настроение, и вместе с этим мы меняем всю атмосферу, в которой практикуем. Тогда всё, не соответствующее этому новому отношению и новому настроению, просто исчезает, тает, уходит.

Плодородная почва

Вот как боль может покинуть наше тело. Так блуждающие мысли могут покинуть наши умы. Так трудные эмоции могут просто исчезнуть. Присутствие всего этого говорит нам, что атмосфера и настроение, в которых мы практикуем, способствует этому присутствию. Если вы посадите зерно какого-то растения в неплодородную почву, оно не будет расти. Если чего-то не хватает – воды, света, тепла – если любое из этих условий отсутствует, то зерно умрёт, не породив растения. Для наших умов отношение и настроение – как почва, благоприятная для определённых семян; если оно способствует семенам боли и блуждающих мыслей, бурления отрицательных эмоций – то эти вещи и будут расти.

Итак, первое, что мы можем сделать – это изменить своё отношение и настроение, в которых мы практикуем. Конечно, это значит, что нам надо использовать и прилагать наш метод. Когда мы ценим всю нашу ситуацию, расслабились и принимаем себя, тогда нам надо положить ум на метод. Вот основные шаги, которыми мы можем изменить свою ситуацию, открыть совершенно новые перспективы, выстроить доверие и веру в себя. Мы можем видеть, что казавшееся невозможным становится возможным, и мы можем сделать это. Таким образом мы развиваем веру в метод, в учение, в сам путь. Вот почему мы здесь. Всё время, которое у нас есть на этом затворении – для того, чтобы мы сделали именно это. Здесь не нужно делать ничего больше. У вас нет загруженного расписания, встреч с теми и этими, сделать такую-то работу, съездить туда, съездить сюда – ничего этого. Мы весь день тут, в одном месте, делая лишь одну вещь: проход по этим шагам.

Суждения о продвижении и поиск результатов

Работая по методу, важно помнить несколько вещей. Первое: не следует судить о своём продвижении. Не надо оценивать себя, постоянно думая: «У меня хорошо получается? Или не хорошо? Где я сейчас? Какая это ступень?» Если вы обнаружите, что вы не на той ступени, где, по-вашему, должны быть – то будете разочарованы. И конечно, чаще всего, в суждениях о себе вы можете ошибаться. Любая оценка, на самом деле – просто блуждающие мысли, уводящие нас от метода и от самой практики. Поэтому не судите себя. Просто практикуйте ради самой практики.

Ещё одно – это, конечно, ожидания. Ты можешь многого ждать от своей практики. Ты уходишь в отпуск на десять дней, чтобы прийти на это затворение, так что, естественно, ожидаешь каких-то плодов. Но если ты начинаешь думать о плодах, то сильно разочаруешься, потому что, когда бы ты ни думал о результатах, они не появляются. Вот так просто: никогда не появляются. Любые ожидания и мысли о будущем – это просто способы отсутствовать, сейчас, здесь.

Вот это надо осознавать: ты должен видеть, когда практикуешь – не комментируешь ли ты свою практику, постоянно судя о себе, сравнивая тот присест с этим, это затворение с другим, и так далее. Вся подобная деятельность – это просто блуждающие мысли, нечто, отделяющее нас от метода. Раздумья о результатах тоже отделяют нас от метода, поэтому метод применяют не так.

При использовании метода, нам надо очистить свои умы от этих лишних вещей, которые мы терпим потому, что они кажутся как-то связаны с методом. Мы можем думать: «Если я думаю о том, хорошо ли практикую или нет, то это часть метода, так что, делать так хорошо». И может казаться, что, если мы думаем о результатах практики, то не думаем о валянии где-нибудь на пляже, наслаждаясь собой, а на самом деле занимаемся практикой, так что, это кажется здорово. Но, на самом деле, нет. Это нечто, отделяющее нас от практики. И когда мы осознаём, что делаем это, то надо это бросить. Просто очищайте свой ум и позволяйте быть в уме только методу. Когда мы следуем за дыханием, это должно быть лишь дыхание, ничего другого. Там не о чём судить.

Все эти мысли о том, как у тебя получалось раньше и как получается сейчас – это не дыхание. Так что, вместо размышлений, тебе надо переживать дыхание. Вместо теорий об этом, ты идёшь прямо к нему и переживаешь его, становясь единым с ним. Это очень важно.

Вокруг горы

Что ещё важно в нашем применении метода – надо как бы приспосабливать метод к нашему текущему состоянию. Вы можете спросить: «Но разве это не суждение? Если надо приспосабливать метод к моим текущим способностям, то надо судить [о них]». Но это разные вещи: осознавать, где вы в вашем методе – или постоянно думать об этом. Конечно, когда мы практикуем, то знаем, где находимся: блуждает ум или лежит на методе. Но нам не нужно добавлять к этому оценок; не нужно толковать это или начинать специально думать об этом. Это просто: на методе ум или нет – и ты это знаешь. Если ум очень часто убредает от метода прочь, то ты можешь сделать шаг назад. Если ты следуешь дыханию – можешь вернуться ко счёту дыханий; используй что-то покрепче, что позволит тебе оставаться на дыхании. Или, если это не работает, можешь вернуться ко простому расслаблению тела, а когда ты расслабишься, то можно снова следовать дыханию.

Однако это не значит, что ты всё время меняешь метод; ведь если всё время менять метод, то никуда не придёшь. Это как ходить вокруг горы. Наверх ведёт много дорог; когда ты идёшь по одной, это кажется трудно, так что, ты возвращаешься и идёшь по другой дороге; и эта дорога тоже трудна, и ты возвращаешься и идёшь по третьей; так ты обходишь гору по кругу у подножия, и близко не подходя к вершине. Важно придерживаться метода; а что я сейчас советую – это лёгкое приспособление к обстоятельствам, которые меняются, которые можно изменить, правильно распоряжаясь собой.

Итак, что труднее всего из того, о чём я сейчас говорил? Что, по-вашему, труднее всего сделать? Отношение? Признательность? Принятие? Работа по методу? Начинайте в этом порядке – очень важно начинать в этом порядке. Просто измените способ смотреть на свою практику, и это поможет вам принять, а это поможет вам расслабиться. Расслябляясь и принимая, вы уже там; вы уже прибыли. Вы знаете, что вы в настоящем мгновении; ваше дыхание здесь. Это совершенно естественная последовательность, и она принесёт немало радости в вашу практику, если вы следуете этим шагам. Радость – это и существенная составляющая почвы ума.