Вторым видом взращивания было интенсивное упражнение на чаньских затворениях. Самые короткие медитационные затворения длились неделю, а также были затворения в 21 день, 49 дней и 3 месяца. Короткие затворения могли проходить в любом из чаньских монастырей Китая, силами монахов этого монастыря. Для более долгих затворений местный монастырь приглашал руководить выдающегося чаньского мастера.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Желающим исследовать чань

советы Мастера Лай Го

Мастер Лай Го (1881-1953) был одним из важнейших чаньских учителей XX века. Он руководил монастырём Гао Мин в Янчжоу в один из самых трудных периодов в истории Китая. Он был помощником знаменитого реформатора Мастера Сюй Юня (Пустого Облака).

Эту беседу перевёл с китайского Гарри Миллер с помощью Достопочтенного Го Сина, Джимми Ю и Лин-юня Вана. С английского перевёл Постоянное Озарение по For People Who Wish to Investigate Chan: Advice by Master Lai Guo /Chan Magazine - 2013 Autumn.

Лай Го и Сюй Юнь
Лай Го и Сюй Юнь

Если кто-то исследует чань, но ему недостаёт целеустремлённости в повседневной жизни, то он не будет настойчив, и его исследование продлится недолго. Вот почему людям нелегко учиться методу чаньского исследования.

Чань, как тонкий лист бумаги. Разорви, и его больше нет. Чань, как пыль на зеркале. Вытри его и увидишь. Чань, как рука, собранная в кулак. Отпусти хватку – и куда он делся? Чань, как пустая сердцевина в стволе бананового дерева: стеши ствол, и ничего не осталось.

Чань, как облака и туман: один раз смахнуло [ветром], и нет их. Чань, как прекрасный цветок весной: дуновение ветерка, и он падает с ветки. Чань, как лёд среди зимы: повеяла жаркая оттепель – и он превратился в воду. Чань, как разжигание дров факелом: накрой их, и пламя погаснет.

Чань, как земля, покрытая мраком; солнце восходит – и всё засияло. Чань, как иллюзорные мысли чувствующих существ; при осознании иллюзия исчезает. Чань воистину «без понятия»: с Великим сомнением – просветление. Чань – ни заблуждение, ни просветление; когда пережил, ты знаешь. Поэтому чань – семя и чувствующих существ, и будд.

Людям нелегко видеть и осуществлять [истинную природу], поскольку их [кармические] семена порождают тело и ум, полные ненависти, жадности, радости и гнева; с таким питанием водой и почвой, что продолжение [этих семян] с безначальных времён не может закончиться.

Сегодня – планируй собирать семена, выкорчёвывать корни, обрывать листья, снимать цветы и плоды, все сразу, все пустотны. Если ты хочешь наблюдать пустотность чувствующих существ, то сначала должен исследовать чань.

Чань – семя и чувствующих существ, и будд. Исследование – инструмент, позволяющий уничтожить эти семена. Когда семена устранены, я и другие как чувствующие существа исчезнем без остатка. Ещё раз: чань, как коренное препятствие. Когда препятствие исчезло, все будды проявляются. Знай, что разрыв между чувствующими существами и буддами – всего одна мысль заблуждения. Эта мысль – «чань». Продумайся сквозь неё.

Даже все будды с совершенной мудростью не знают, есть ли где-то место, где не живёт будд. «Существо» чувствующих существ живёт в наших мыслях. Так может ли быть, что наше омрачённое мышление в этот миг не далеко от будд? Нет. [Буддовости] не достичь в понятиях близкого и далёкого. Итак, согласно этому рассуждению, тождествен ли я буддам, а будды – то же самое, что и я? Всё ещё неверно! Хотя будд и чувствующих существ не следует различать друг от друга, что разделяет их – это слово, «чань». Если ты можешь проломиться через этот забор чаня, то действительно не будет разделения.

Только «чань» разделяет чувствующих существ и будд, так что, я надеюсь, что все в мире ясно поймут, что они должны исследовать чань сегодня, исследовать чань завтра, исследовать неустанно, пока не достигнешь цели настойчивости, без падений назад, пока не разобьёшь махом чаньские врата – и тогда нет ни будд, ни чувствующих существ. Продолжайте практиковать очень старательно, тогда [снова] есть будды и чувствующие существа.

Ища по всей огромной пустоте, наполняя миры дхармы, все будды десяти направлений и обыденных миров присутствуют навсегда. Эти два слова, «присутствуют навсегда», означают прочность и настойчивость. Хотя пространство пусто, нельзя сказать о нём, что воистину пусто; хотя земля тверда, нельзя сказать, что всегда тверда; хотя чувствующие существа существуют, не всегда существуют; хотя есть не-чувствующие существа, нельзя сказать, что у них никогда нет сознания. «Присутствие навсегда» достигается лишь собой, но, в конечном счёте, ничего не достигается в этом само-достижении.

Вот великий совет, который я распространяю на весь мир: когда заканчиваешь ум привязанности, то заканчиваешь чань; если заканчиваешь чань, то заканчиваешь преграды; для этого ты должен исследовать с ощущением насущной срочности. Если ты валандаешься, то у тебя никогда не будет средств сломать преграду.

Поэтому исследуй немедленно, исследуй без конца, исследуй целеустремлённо и с настойчивой решимостью. В конце концов, ты разобьёшь преграду собственного ума. Именно преграда ума и есть преграда чаня.

 

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.