Предписания — это ориентиры для жизни в согласии с учением Будды. Без прочного основания обетов, практика самадхи может привести вас на «внешние пути» (где потеряна суть Учения) или к извращённым взглядам и поведению. Предписания защищают нас и удерживают на правильном пути.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Постоянное Озарение

Три препятствия для пробуждённости

Когда нужен прорыв

Для дзенской практики характерно, что ученик рано или поздно упирается в препятствие, которое учитель (неким искусным действием) может помочь преодолеть. Такие случаи описаны во многих историях: учитель говорит или делает что-то, и – бах! – практикующий пробуждается.

Суть такого действия в том, что оно помогает что-то отпустить.

В нашей стране пока нет дзенских монастырей, искусных учителей мало, и поэтому большинство практикующих занимается самостоятельно; не приходится рассчитывать, что учитель во-время крикнет: «Цань!», или ударит палкой, или скажет что-то парадоксальное – и ты отпустишь что-то и испытаешь пробуждение.

Поэтому стоит разобраться, что за препятствия мешают пробуждённости и как с ними справляться самостоятельно.

Три типа практикующих

Как говорил Мастер Шен Янь, эти препятствия бывают двух видов: привязанности и жёсткие взгляды.

Можно говорить и о третьей причине, «заслоняющей» пробуждённость – это беспокойство. Оно же проявляется и как замешательство, сомнение, спутанность сознания.

Классические способы дзенской практики – сидячая медитация, простая физическая работа и прочие – помогают усмирить ум и настроиться на спокойное созерцание.

Поэтому беспокойство не выделяется как особое препятствие; с ним справляются в ходе обычной практики.

Однако при самостоятельной практике люди часто узнают о дзене по книжкам и недооценивают необходимость успокоения; многие «практикующие» или интересующиеся дзеном годами остаются очень беспокойны.

Итак, чтобы ваша практика успешно устранила препятствия к пробуждённости, обратите на них внимание:

Им соответствуют «три коренных яда» (три основных типа омрачений, из которых вырастают и остальные омрачения):

Иногда людей условно делят на три типа – по тому, какой из трёх ядов преобладает в их текущей жизни.

Беспокойство

Как беспокойство связано с неведением – замешательством, сомнением, спутанностью?

Часто мы можем понять это интуитивно, почувствовать: человек тупит из-за внутреннего беспокойства.

Напряжение мешает мозгу работать свободно. (Алексей Ухтомский подробно объяснил этот механизм в учении о доминанте).

Успокоение и расслабление напряжений помогают развить ясность.

Поэтому в вашей практике следите за тем, чтобы успокаивать беспокойства и напряжения у себя и помогать в этом другим.

Жёсткие взгляды

Представьте себе человека, который всю жизнь проводил в пещерах. Ты приходишь к нему и говоришь:

– Пойдём наружу!

Он спрашивает:

– На какую ещё ружу?

Ты говоришь:

– Снаружи свобода – стен мало, а потолка вообще нет!

Он говорит:

– А можно там ходить?

Ты:

– Там можно ходить, ездить, плавать, летать на самолёте…

Он скажет:

– Враньё! Если там ходят, значит, есть пол. А если есть пол, то есть и потолок. Не бывает пола без потолка!

Многие люди похожи на этого жителя пещер. Они делают какие-то выводы из своих знаний, а когда твои слова им не соответствуют, то они объявляют тебя лжецом и не хотят слушать никаких разъяснений.

Это называется «цепляние за жёсткие взгляды».

Человек что-то себе доказал и не принимает ничего другого – хотя его уверенность основана на своих идеях, а не на том, что наблюдается реально.

Противоядием от такого состояния будет понимание, что твои идеи – ещё не последняя инстанция. Твои взгляды могут быть ограниченны. Поэтому стоит не полагаться на них полностью, и не отвергать чужие идеи сходу, а каждый раз пересматривать всё с учётом новых данных.

В вашей практике не держитесь за свои знания, а чужие принимайте без предубеждений. На чём основаны эти знания, в чём их здравое зерно? Развивайте осознанность своих идей и их причин. Это даст вам гибкость, и постепенно вы научитесь не цепляться даже за самые глубокие заблуждения.

Привязанность

Если твоя практика забуксовала, это типичный признак того, что ты упёрся в некую привязанность.

Может казаться, что привязанность отпустить трудно, но на самом деле власть привязанности и само её существование обусловлены ограниченностью.

Помните песенку Тристана из «Собаки на сене»?

Собака на сене, песня Тристана

Это очень похоже на буддийский подход. Точнее, суть буддийского подхода не в том, что мы отрицаем положительные и приятные стороны чего-то. Мы осознаём их в полной мере, но не замыкаемся на них. Расширяя кругозор, мы осознаём и другие стороны ситуации. Например, наслаждаясь общением с любимым человеком, мы не загораживаемся от знания о смертности наших тел; поэтому, когда придётся расстаться, это не будет для нас «внезапным» ударом.

Таково пробуждённое отношение: не избегать радости, но и не цепляться за неё, не пытаться огородить её от неизбежной реальности выдуманными загородками.

Привязанность вызвана ограниченным восприятием: сосредоточившись только на положительных сторонах чего-то, или представив что-то абсолютно необходимым, мы обманываем себя и создаём причины страданий.

Широко известны такие буддийские практики для ослабления привязанностей как осознание смертности и медитация на отвратительных сторонах тела (кровь, гной, слизь, моча, сало, грязь и т.д.). Считается, что медитировать на осознании смертности полезно всем. Это помогает не терять время по-глупому. Медитация на отвратительных сторонах тела может быть вредна для тех, кто уже очень мрачно и ипохондрически глядит на мир. Но тем, кто слишком увлекается противоположным полом, слишком привязан к своему телу и т.д., такая медитация бывает полезна.

У многих практикующих привязанность создаёт неверное отношение ко дзенской практике. Они воспринимают сеанс медитации как способ подзарядиться приятными ощущениями («Я практикую!»), как нишу для бегства от реальной жизни.

Поначалу это может быть естественно: практикуя на сеансе медитации, мы и подзаряжаемся, и оставляем за бортом привычные житейские заботы… А изменить и остальную жизнь, всю сразу, по волшебству – не получается.

Однако, если мы будем держать нашу практику в отдельной нише, не стараясь преобразовать остальную жизнь, то мы так и останемся во власти привязанностей.

Поэтому нужно осознать, что твоё намерение – преобразить всю свою жизнь. Быть пробуждённым не полчаса в день на подушке, а постоянно.

Вся практика и вся жизнь должны следовать этому намерению: преображаться во пространство свободы и мудрости. Медитация на подушке – не самоцель, не убежище от забот, а средство для пробуждения всего мира.

Итак:

  1. Освобождайтесь от беспокойства и напряжений сами и помогайте в этом другим.
  2. Принимайте свои взгляды как возможные гипотезы, а не абсолютную истину.
  3. Раскрывайте и растворяйте привязанности. Распространяйте практику на всю жизнь.

Соблюдайте эти три принципа, и вы научитесь отпускать препятствия к пробуждённости.

Так вы сможете воплощать спокойствие, ясное видение и чистое намерение, на благо всем.