Убегание от проблем не только игнорирует закон причин и следствий, но и не имеет оснований в Буддадхарме. Ощущать усталость и отречение не означает обязательно уйти от мира; скорее, важно, чтобы это вело к выращиванию тщательного понимания мирских явлений, благодаря ведущим принципам Буддадхармы и её методов практики.

Шен Янь. Бегство от мира или отречение

Мастер Гильберт Гутьеррес

Шифу и я

Меня попросили рассказать самую памятную историю, произошедшую у меня с Шифу (Мастером Шен Янем). Кажется, у всех, кто встречал Шифу, есть какая-то история о нём. У большинства – много историй о Шифу. Одно из самых интересных в этих историях – то, что они все, кажется, не только забавные, но и учат нас Дхарме.

Думаю, моя любимая история – одна из самых кратких встреч, что была у меня с Шифу. Несколько лет назад, после семидневного затворничества, я сидел с группой учеников у стола, где продавались книги Шифу. Я заметил, что Шифу тихо подошёл сзади и, как обычно, впитывал атмосферу. Я поднял одну из его книг, на которой было его изображение, и показал ему. Как партнёр комика, подающий ему серьёзные реплики, я сказал: «Хмм, эта книга выглядит как очень хорошая книга». Шифу старательно посмотрел на своё фото на книжке, будто никогда раньше не видел своего изображения, и сказал: «Его? Я его не знаю».

В этом кратком, но забавном разговоре Шифу учил многому и на многих разных уровнях. Можно сказать, что его ответ учил скромности – не думать, что ты так уж важен. И можно сказать, что он учил непривязанности – что не нужно привязываться к объектам. И всё это едино с великим уроком отсутствия «я». Когда у человека нет «я», скромность возникает естественно. Привязанности ушли. Ответ Шифу был просто ответом Шифу. Ему не нужно было вырабатывать быстрый и остроумный ответ. Мудрость возникала естественно. И, с её естественным появлением в том месте и времени, мягкий и с юмором ответ [возникал как] самый подходящий.

Я обнаружил, что, если ты поддерживаешь скромный, непривязанный, тихий ум, то тебе не нужно думать, что сказать. Действия тела, речи и ума возникают естественно, в соответствии с наличными причинами и условиями. Вот свобода и лёгкость тела и ума. Этому Шифу и учил, не уча, в том коротком, пятисекундном разговоре.