Как это можно воплотить? Я предлагаю, чтобы ЮНЕСКО приняло развитие (1) утверждения этой Глобальной Этики и (2) педагогики её воплощения и исполнения - как главный проект для этого столетия. Мы, Мировой Совет Религиозных Лидеров, конечно, будем всем сердцем поддерживать и побуждать лидеров на всех уровнях всех религий, по всему миру, участвовать в этой обязанности.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Го Син

Видеть всё по-новому

Guo Xin with puppets

Помню, как одна семейная пара ссорилась. Муж:

– Ты всегда куда-то засовываешь мои вещи!

Жена:

– Ты всегда говоришь «всегда»!

Понимаете?.. Часто мы привыкаем говорить: «Ты всегда опаздываешь!» – если кто-то опоздал всего лишь один раз. Или два. У вас так бывает?.. Если человек опоздал трижды, мы уж точно скажем «всегда»! Но трижды – это ещё не всегда. Когда мы говорим кому-то «всегда», то проецируем на этого человека довольно неприятное чувство. «Всегда».

Когда дети смотрят на происходящее, они видят всё, как новое, восхитительное: «Это так здорово!» Но, когда мы выросли, то смотрим на всё так: «Ох, я это уже делал. Я знаю, что это такое… Я уже ел это…» С того места, откуда мы смотрим на всё, оно старое и скучное.

У меня есть такая привычка: когда я куда-то хожу, я иду по одному пути, а возвращаюсь по другому пути. Потом, если снова иду туда, то по третьему пути, а возвращаюсь по четвёртому. Вы тоже так делаете? Или всегда ходите одной и той же дорогой? Снова и снова, раз за разом, год за годом… Упуская шанс узнать второй, третий, четвёртый пути…

Так же бывает с готовкой: сегодня у нас суп с кукурузным сиропом, завтра суп с кукурузным сиропом, а послезавтра, представьте себе, суп с кукурузным сиропом… Каждый день одно и то же. Может быть, у нас мало средств, но, даже когда мало средств, мы всё-таки можем сделать что-то по-новому; например, использовать разные специи. Сегодня добавить немного имбиря, завтра сахара, послезавтра соевого соуса… На четвёртый день мы можем положить чуть поменьше кукурузы, на пятый день чуть побольше воды… Или мы можем сегодня готовить с очень радостным настроением, а завтра с настроением крайней занятости. Можем делать по-разному, даже если средства те же самые.

Я знаком с человеком, который пробыл на своей работе три года, а потом почувствовал, что на этой работе он уже всему научился. Думая, что уже не научится там ничему новому, он решил сменить работу. Правда ли это, что там больше ничему нельзя было научиться?

Одну и ту же работу можно делать по-разному. Например, сначала ты работаешь для себя, а через некоторое время начинаешь делать это для других. Или сначала ты сосредотачиваешься на изучении новых вещей, как бы изолируясь во своей работе; но потом ты можешь начать больше взаимодействовать со своими коллегами и другими людьми; это делает работу другой.

Я не знаю: каждый день мы едим, каждый день мы спим; чувствуете ли вы, что устали от того, что едите и спите? И каждый день мы дышим. «Хм, я устал от дыхания, давайте не дышать». Это всё то же самое, каждый день; почему же мы не устали от того, что делали это каждый день?

Потому, что за всем этим – дыханием, питанием – у нас есть мотивация: я хочу есть, я хочу дышать, я хочу спать… Вообще-то, есть метод, при котором мы можем не есть, не спать и не дышать; но, поскольку мы хотим жить, то для продолжения своей жизни нам нужно есть, спать и дышать.

Вы не думали когда-нибудь отдохнуть от еды? «А ну-ка я недельку не буду есть»… Итак, мы, действительно, можем менять свои привычки. Но даже если мы их не меняем, мы продолжаем есть, потому что за этим стоит мотивация, и это нам не разонравится. Вы пробовали не спать неделю и посмотреть, что получится? Наверное, вы думаете: «Это невозможно», да? На самом деле, есть буддийская практика под названием «бо цзо самадхи», где вы не спите три месяца. Ну, мы говорим сейчас не столько об этих возможностях, столько о том, как постараться сделать всё новым. Например, в еду мы можем внести новизну: есть или не есть; в сон – спать или не спать; и это даёт нам некоторую новизну.

Главная идея здесь в том, что вещи, которые ты переживаешь, постоянно изменяются.

Даже если ты чувствуешь, что это та же вещь, что была вчера – это уже не то же самое, а нечто новое, потому что оно стало на день старше. Так же и твоё переживание работы с чем-то, взаимодействия с вещами – это переживание и отношение изменчивы, и ты можешь влиять на это. У тебя есть способы поддерживать определённое отношение, поэтому переживание будет меняться – благодаря тебе.

Например, мы можем использовать боль в ногах [при долгой сидячей медитации]. Боль, которая у вас в первый день, не та же самая, что на следующий день. Это что-то новое.

Так же, взаимодействие с этой штукой – самим собой – постоянно меняется, как меняется боль в ногах: на первый, второй, третий день – она вся разная. И наша реакция на это переживание тоже меняется. Как мы на это смотрим, с каким отношением это переживаем. Например, в первый день, почувствовав боль в ногах, ты стараешься ей сопротивляться: «Ох, это больно, мне это не нравится!» На второй день ты начинаешь привыкать к этому опыту: «Ладно, я попытаюсь с этим работать». Так твоё отношение на второй день меняется. На третий день: «А, это просто часть опыта. Я уже привык». На четвёртый день ты можешь почувствовать: «Да не так уж и плохо; ничего особенного, просто часть всего этого». Иными словами, «то же самое» переживание, боль в ногах – оттого, что ваше отношение и реакция меняются – меняется и получающийся итог.

То же самое, когда мы кого-то презираем. Сегодня нам действительно не нравится этот человек, вчера он нам не нравился; два, три года назад… Наше отношение к этому человеку и представление о нём никогда не меняется; хотя этот человек мог уже измениться, и мог изменяться в течение прошедших лет. Но твоё отношение к нему остаётся всё тем же. И даже завтра или послезавтра ты встретишь этого человека так же, с неприятием и презрением.

Так многие решают: «Мне не нравится этот человек, и это навсегда!» Верно?..

Когда мы решаем, что он или она нам не нравится – то каждый раз, когда этот человек появляется в нашем уме, это не сам этот человек создаёт ситуацию такой, а наше собственное отношение, которое мы установили.

То есть: во твоём уме появляется этот человек – появляется твоё отношение неприязни; ситуация неприязни создана твоим собственным отношением, которое ты установил.

Один ребёнок очень не любил арахис. Его мать решила молоть арахис и подмешивать к нему другую еду, с такими ароматами и вкусами, которые ему нравились. Так что, он ел с удовольствием: «Очень вкусно!» – не зная, что это сделано из арахиса. Вещество было примерно тем же – арахисом; но раньше он его ненавидел, а потом полюбил, когда мать слегка изменила форму подачи. Изменилась не столько суть переживания, арахис остался всё тем же; сколько изменилось отношение ребёнка к тому, что он переживал.

Итак, я говорил о том, что каждое мгновение – новое. Ключевым здесь является твоё отношение к тому, что ты испытываешь. Если всё перед тобой на самом деле новое, но твоё отношение не изменилось, то ты всё еще не будешь радостен и счастлив.

Например, вчера что-то случилось. Если мы думаем об этом сейчас, то этот миг – новый или старый? Например, если вчера ты потерял деньги, и сегодня думаешь об этом, твоя реакция – всё ещё злость? Сегодня переживание должно быть новым; но, поскольку отношение осталось старым – ты печалишься о потере денег – ты тащишь с собой то старое переживание и отношение; так что, твоя реакция и память об этом остаются всё теми же.

Я бы так утешил человека, потерявшего деньги: если ты всё ещё печалишься об этом, то ты всё ещё потерял эти деньги. Почему бы тебе не чувствовать радости по поводу этой потери – так, чтобы потеря не была двойной? Понимаешь, ты потерял деньги, и теперь снова чувствуешь себя скверно – так сделай ситуацию чуть лучше! Чувствуй себя хорошо сейчас.

То же и с болью в ногах. Если ты ненавидишь её – это боль, а если ты наслаждаешься ею – это тоже боль. Но для тебя это будет уже немножко другое.

Важно понимать и применять, что каждый миг – новый, и ключ к его восприятию – твоё отношение к тому, что ты переживаешь, к этому потоку явлений. Даже сталкиваясь с чем-то «старым», когда твоё отношение иное – то и твоё переживание иное. «Тот же» человек – новое видение. «То же» событие – новое [состояние] ума. Благодаря твоему отношению и настрою, всё, что ты встречаешь, будет другим.

Полезный приём – подключать к своему переживанию радостное, конструктивное отношение; но есть и более высокий уровень [практики]. Сначала наша практика – стараться изменить наше отношение, расположение ума к отрицательным, неблагоприятным ситуациям, чтобы увидеть их как радостные и конструктивные. Но буддизм говорит о том, чтобы видеть все ситуации – плохие или хорошие, приятные или болезненные – как то, что вне хорошего и плохого. Не отвергая и не цепляясь – вот буддийское отношение.

Когда мы сможем преобразовать наше отвращение в радость и удовольствие, следующий шаг – не отвергать неприятного и не хвататься за приятное, а просто поддерживать отношение срединного пути; тогда мы можем видеть у происходящего его истинное лицо. Вот почему мы не хотим просто оставаться в радостной ситуации (когда, например, преобразовали в неё неприятное) – мы всё ещё цепляемся за это радостное состояние; так что, мы не на срединном пути. Поэтому нужно пойти дальше: к неотвержению и нецеплянию. Для этого нужно сохранять расслабление тела и ума. Потому что, когда ты расслаблен, ты не делаешь такой работы как цепляние или отбрасывание.

Поэтому ты поддерживаешь расслабленное, медитативное равновесие: ни цепляния, ни отбрасывания. Тогда любое явление будет восприниматься, как оно есть.

Итак, я говорил, что мы можем видеть каждый миг как новый; особенно, преобразуя отрицательное в положительное; и можем пройти ещё дальше – просто видеть всё, как есть.

Амитофо.

 


Перевод Постоянного Озарения по Seeing Things in a New Way