Я изучал историю буддизма и учения Винайи, Вейши, Тяньтай и Хуаянь. В школе придавали большое значение и физическим упражнениям. Мы знимались Тайцзицюань и, под руководством учителя из монастыря Шаолинь, шаолиньским ушу.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Мастер Чи Черн

Возрождая чаньскую практику Безмолвного Озарения

Говорили, что чаньский метод Безмолвного Озарения (мочжао чань, 默照禪) был утерян, а то, чему учат в Японии из поколения в поколение – всего лишь метод Сикантадзы («просто сидения»). Восстанавливая эту древнюю практику, современные чаньские мастера выработали новые подходы и создали техники, позволяющие практиковать метод Безмолвного Озарения. Эту практику преподавали на Западе, и она стала довольно популярной.

Современные чаньские мастера, такие как Мастер Шен Янь, изучали древние буддийские рукописи по Безмолвному Озарению и проверяли метод на собственной практике. На своём непосредственном опыте они осознали сущность ума и пришли к знанию из первых рук, как достигать такого осознания. Поскольку они получили пользу от этой практики, они начали преподавать этот метод.

Этот метод чаньской практики начинается с созерцания своего дыхания. Оно упражняет ум в сосредоточении и облегчает приход в состояние, где ум и тело слиты, или «объединены». Когда ум спокоен и собран, осознанность становится острой, так что практикующий может осознавать всё своё тело и стать с ним одним целым. На этой ступени – «единства тела и ума» – человек очень осознан, и ясно замечает любое тонкое телесное ощущение. То же и с мыслями. Ясно осознавая всё, и каждую мысль, мы во глубоком спокойствии, и наш ум остаётся недвижим.

По мере продолжения такой безмятежности, осознанность заостряется, и мы знаем всё, что происходит вокруг. При такой осознанности ум объединяется и с окружающим. Иными словами, внутреннее и внешнее объединяются. Внешний «мир» может быть большим или маленьким, в зависимости от глубины практики. Чем глубже состояние этого «единого сознания», тем шире простирается окружающее. И снова – в таком объединённом состоянии – ум осознаёт всё, от грубого до тонкого, но остаётся безмятежен.

Состояние безмятежности и состояние осознанности (часто называемое «ясное видение», англ. insight) действуют совместно и подкрепляют друг друга. Чем глубже спокойствие, тем острее осознанность. В таком процессе «действующий» (тот, кто осознан) и «действие» (осознанность, или ясное видение) тоже постепенно объединяются – тогда ум и окружающее больше не разделены. Практика продолжается, и это тоже исчезает – остаётся только осознанность. Тогда открывается мудрость «отсутствия я», и мы осознаём истинную реальность, Пустотность – отсутствие чего-либо самостоятельно существующего.

В таких переживаниях тело и ум проходят через процесс, в котором привязанность к «себе» отпущена. Возвращаясь к «нормальному» состоянию тела и ума в повседневной жизни, практикующий способен жить в мире естественно. С удовлетворённостью, человек живёт в соответствии с причинами и условиями, движется с причинами и условиями – и помогает чувствующим существам согласно причинам и условиям. Всё совершается обыденным умом, так как всё проявляется в тишине и безмятежности.

Этот метод чаня отчасти похож на традиционные практики медитации, но, по сути, глубже и шире. В особенности, преподавая этот метод, подчёркивают расслабление тела и ума. Эта характерная черта привлекает практикующих изучать и практиковать его.

Всё больше и больше практикующих извлекает пользу из этого метода. Некоторые даже переживают состояния пробуждённости, или просветления. Поскольку всё больше людей изучает и практикует метод Безмолвного Озарения, он распространится широко и даст обильные плоды.

 


Написано в Ипохе, Малайзия, 2006/12/26, опубликовано в книге 《日日好日》 («Каждый день – добрый день»), пер. с англ. Постоянного Озарения по http://masterchichern.org/2013/09/13/reviving-chan-practice-of-silent-illumination-2/