Поскольку у каждой группы своё видение и критерии для определения термина "справедливость", каждая группа верит, что она стоит на стороне справедливости, и что её противники стоят на стороне неправоты. Такова относительная природа этических ценностей.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Как быть с обжорством?

Вопрос:

У меня проблема — приехал с вахты домой, и это настоящий шок для моего желудка. На работе целый месяц без чревоугодия, а дома не могу удержаться. А потом мучает тяжесть в животе и на душе. Подскажите, может, есть методы от этой слабости?

Ответ:

Наблюдайте.

Вы знаете, что есть разница между чужими словами о чём-то и вашим непосредственным переживанием. Например, то, что я рассказываю — это описание из моего опыта. Чтобы вам овладеть таким опытом, нужно прочувствовать, ухватить эти процессы в себе. Поэтому, прежде всего, наблюдайте.

Чтобы изменить в себе какие-то процессы, наблюдайте эти процессы.

Если у вас возникает не теоретическое описание, а прямое знание-ощущение, то вы можете ухватить эти явления и реально работать с ними в теле-и-уме.

Например, когда вы едите больше нормы — что происходит? Какие ощущения и действия?

Наблюдая, вы можете осознать все детали вашего процесса и понять, как изменить его. Я могу лишь предположить, по своему опыту, что переедание происходит, когда вы охвачены некой тягой, в определённом состоянии, это привычка.

Такая погружённость в состояние-тягу-привычку называется привязанностью. Это один из видов охваченности санскарами.

Суть привязанности в неполноте осознания. Ты уцепился за некое приятное ощущение — например, сладости на языке — и отгородился от других ощущений (например, от неприятной тяжести в желудке). Ради удержания приятного пренебрегаешь неприятным.

Это общий механизм привязанности, охваченности, и я уже говорил, как с этим работать. Не давать жажде приятных ощущений охватывать себя, потому что погоня за страстями бесполезна. Она не освобождает от неудовлетворённости. Правильное решение — расслабиться. Отпустить жажду. Принять удовлетворённость, которая уже ждёт тебя, здесь, в естественном благополучии уравновешенной саморегулировки.

Итак, здесь и сейчас, во процессе поедания вкусного, ощущая тягу кушать ещё и ещё, раскрывайте осознанность. От сфокусированности на ощущения вкуса расширяйте осознанность на тело и всё остальное.

Ощутив погружённость в определённое привычное состояние, стряхните это состояние.

Найдите себя в другом состоянии — открытости для вселенной. Цельности тела и всего остального. Открытое и цельное состояние — это выход из колеи привязанности.

Вы ощущаете себя по-другому — и ощущаете, что вы больше не раб жажды.

Вы можете заметить интересные явления: например, когда происходит насыщение, еда перестаёт казаться вкусной. Можно по-прежнему сосредоточиться на сладости, выделить её в потоке ощущений; но если вы раскрываетесь ощущениям в целом, то еда перестаёт притягивать, когда вы сыты.

Итак, наблюдайте, как происходит процесс — состояние, тяга, привычка — и как вы выходите из этой колеи. Состояние сброшено, тяга отпущена, привычка отложена в сторону.

Если же тяга-привычка ловит вас снова и снова, наблюдайте: почему?

Почему люди вообще погружаются во привязанности?

Иногда, может быть, чтобы осознать важность чего-то. Например, вы не придаёте еде важности, но где-то внутри, среди множества течений в вашем сознании, есть тонкое ощущение значимости еды — как бы зов обратить на неё больше внимания.

Если наши ощущения грубы, то такой зов тянет привычно поесть побольше. Но, если мы внимательны, то можем чутко осознавать, в чём же смысл этого тонкого зова. Как он связан со всеохватной гармонией жизни. Мы можем осознать, что еда — это плоды усилий множества людей, так сконцентрирован их труд. И не только людей, но и других существ. Например, взяв ложечку мёда, вы наслаждаетесь плодами усилий множества пчёл.

Поэтому, когда мы едим или собираемся приступить к еде, буддисты (и не только буддисты) часто сосредотачиваются на осознании благодарности. Мы можем думать так: «Эта еда у нас на столе появилась благодаря доброте множества чувствующих существ. Кто-то готовил её, кто-то покупал и нёс из магазина; кто-то продавал, доставлял в магазин, кто-то собирал и выращивал; множество существ участвовало в процессах круговорота веществ в природе. Если бы не все эти существа, этой еды бы не было».

Так размышляя, мы развиваем ощущения тепла и единства со всеми существами. Растворяются наши внутренние барьеры и отгороженность от других. Мы ощущаем себя в более дружелюбном мире, более счастливыми людьми. Мы осознаём, что в нашей одежде, окружающих предметах, куда ни кинь взгляд — везде можно увидеть заботу множества живых существ, благодаря которой мы наслаждаемся убежищем от непогоды, одеждой, едой и полезными предметами. Мы по-настоящему осознаём их ценность, и тогда подспудные, неосознанные зовы важности становятся осознанными и рассеиваются.

Вместо обжорства ощущение важности еды переходит в осознанную благодарность и умение ценить настоящее мгновение.

Ещё одна из причин, почему мы погружаемся в привычки, где приятные состояния сочетаются с неприятными последствиями — это неумение ценить просто текущее мгновение. Обжирание кажется ценным, поскольку это погружённость во что-то приятное, а после него наступит скучная, унылая жизнь. То есть, погружённость во привязанность кажется приятнее, чем свобода от привязанности.

Как быть с этим?

Наблюдайте. Действительно ли обыденное состояние — это пресность, банальность и скука?

Наблюдая, вы можете вдруг обнаружить, что состояние скучной и непримечательной обыденности — это просто ещё одна дурная привычка. Мы привыкли ощущать себя так, когда не гоняемся за жаждами-страстями. Мы привыкли, что погружены во что-то ограниченное и тупое. Есть некий привычный набор занятий — например, просто валяться на диване, или смотреть телевизор, или пить пиво и т.д. — как набор игральных карт на руках, и из них мы выкладываем течение своей жизни, день за днём.

Поэтому, естественно, представление о жизни получается скучным и ограниченным. Но это не настоящая жизнь, не наши настоящие возможности.

Если убрать эти привычные представления, то можно обнаружить, что каждый миг, самый простой миг самой обычной жизни — захватывающий и интригующий. Непредвиденное и необозримое здесь, в этот миг, перед нами — бесконечная открытость путей и возможностей.

Ощущая, как прекрасны и драгоценны «обычные» мгновения жизни, мы можем больше не стремиться к состояниям привязанности.