Китайская чаньская школа отстаивает внезапное просветление, но, посмотрев действительные записи, мы можем найти мало людей, достигших внезапного просветления без практики; их очень мало. В чаньской школе это могло начаться с Шестого Патриарха, Хуэйнэна – во всех его жизнеописаниях мы не видим никаких упоминаний о том, чтобы он занимался медитацией.

Шен Янь. Вводная беседа

Что значит быть буддийским учителем?

Вопрос:

Заранее прошу прощения, но такое у меня сейчас понимание. Возможно, объяснения Сиддхартхи — как картина, висящая на стене: чтобы все изучали её собственным умом. Возможно, буддизм — просто естественный процесс осознания собственной природы существования... Но вскоре после его смерти появились миллионы людей с обыденным, страдающим умом, которые использовали объяснения Сиддхартхи, чтобы казаться умными, преподавая буддизм другим. Претендуя, что достигли высокого понимания, они пользуются выгодами всяческих титулов и почтением: буддийский Учитель, Мастер, Достопочтенный, Святейшество, Наисвятейшество... Пользуясь его объяснением, превращают, возможно, величайшее открытие человечества в некую форму знания, культуры, традиций, ритуалов, веры... помещают Сиддхартху на позицию, которую он отвергал... Даже превращают буддизм в фактор человеческого страдания в течение тысяч лет... В моём нынешнем понимании, быть буддийским учителем значит эксплуатировать людей.

Ответ:

Для меня быть буддийским учителем значит, что я изучаю и практикую; и стараюсь помогать другим изучать и практиковать.
 
Будда делал то же самое :).