Когда монахи готовят овощи, моют посуду, носят котлы и сковородки, ставят столы и стулья, подметают двор; ведут машину, убирают, моют машину; работают за компьютерами, считают на калькуляторах, пишут статьи, учатся или преподают на занятиях по чаню, печатают книги и журналы – они также проживают единство тела и ума, чистоту слова, мысли и поступка.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Есть ли, всё-таки, отличия чань-буддизма от дзена?

У чаня, дзена и остального буддизма одна и та же цель: свобода. Чтобы страдания нас не охватывали и влечения не утаскивали.


Тогда мы восприимчивы – видим всё ясно, как оно есть, и свободны двигаться в любую сторону. Мы находим свою истинную природу и отвечаем ею в любой ситуации.

Отличия в деталях можно найти – не только между разными странами и школами, но и просто между учителями. У каждого свой опыт, тип личности, свой стиль и набор любимых приёмов. Суть буддизма одна, а воплощают её каждый по-своему.

Поэтому не так важно, "дзен" или "чань" — важнее смотреть: что ты можешь взять у этого учителя? Как делать это сейчас? Как сейчас проявить свою истинную природу?