Когда люди спрашивали, как я смог закончить так быстро, я отвечал: «Я буддийский монах. Мне нечего больше делать. Все остальные ищут любовников или любовниц, или другие отвлечения».

Шен Янь. Биография китайского монаха

Можно ли действительно освободиться от страданий, или на этом пути цель будет бесконечно отодвигаться?

Вопрос: Здравствуйте! У меня вопрос.

Как желание следовать Пути соотносится со Второй Благородной Истиной? Если учитывать, что Дхарма не имеет границ, то и желание постичь тоже безгранично… Не является ли желание избавиться от одного из «трёх ядов» попыткой достичь линии горизонта?

Заранее прошу извинить, если по собственному неведению я оскорбил чьи-то чувства. С глубоким уважением и благодарностью создателям сайта...

Ответ:

Здравствуйте!

Как я понял, суть вашего вопроса:

Можно ли действительно освободиться от страданий? Или на этом пути цель будет бесконечно отодвигаться?

Чтобы ответить, давайте рассмотрим Вторую и Третью благородные истины:

Как говорил Будда, причина страданий – то, что мы сами развиваем в себе страсти. Иными словами, мы привыкли как бы жить в состоянии постоянной страстной жажды.

Иногда эта жажда слабеет, но потом возвращается – часто создавая атмосферу озабоченности, а то и обречённости.

Мы сталкиваемся с этим, когда печалимся по какому-то поводу, болеем, стареем и умираем. В самой болезни может быть не так уж много боли, но из-за страстного несогласия с тем, что происходит, мы накручиваем себя, и маленькая боль вырастает в большое страдание.

Откуда же взялось это накручивание, развитие страстной жажды?

Может быть, мы когда-то стали усиливать свои желания, чтобы лучше добиться своих целей. Или чтобы сильнее насладиться при удовлетворении желания. Но в итоге вырабатывается привычка не удовлетворяться этим мгновением, жаждать какой-то стимуляции – и вот, мы живём в постоянной неудовлетворённости.

Как с этим справиться?

Упрощённо говоря, нужно отпустить цепляния.

Если мы прекращаем накручивания, не разжигаем в себе жажду, а естественно чувствуем всё – без преувеличений, без зажиманий и отгораживаний – то приятное и неприятное приходят и уходят, не нарушая нашей гармонии.

Вместо «мира перетягивания канатов», жизнь становится живым, свободным миром.

Мы можем к этому прийти, реально и в обозримые сроки.

Я сам, более-менее, прошёл этот путь на своём опыте. Мне ещё есть, над чем поработать, но в целом – страсть, принуждённость и неудовлетворённость потеряли свою власть.

Конечно, этот путь редко получается простым и быстрым. Нужно ведь устранить привычки, которые мы вырабатывали почти всю жизнь. Нужно выработать другие способы мышления и отношения к себе и другим, к нашим нуждам.

Но, если мы установили себе такую цель – и исследуем, как её достичь – то постепенно получается не только пройти этот путь, но и узнать много полезного, из своего личного опыта, чтобы помогать другим на этом пути.

В этом смысле Дхарма и называется безграничной. Это не то, что цель постоянно отодвигается, а то, что безграничны способы практики, способы помогать себе и другим.

У всех свои склонности и «типы личности», поэтому разные люди могут описать путь Дхармы по-своему.

Так и я, из личного опыта, выработал новые полезные упражнения и новые способы описания Четырёх благородных истин. (Собственно, и Будда описывал освобождение многими разными способами и предлагал много разных практик). Вот, например, можно описать всё это так:

Страдания и глупости вызваны нашей шаблонностью.

Пример: мы цепляемся за что-то приятное и начинаем переживать, когда не можем это получить или удержать. «Приятное — хочу» стало шаблоном, который стал править нами.

Можно было бы не переживать, а относиться ко всему легко: что получается, то и получается. Но мы приняли шаблон «хочу это», будто обязательную цель, и возникла принуждённость.

Так раскол между желаемым и действительным из простого факта превращается в Трагедию…

Другой пример: мы переживаем, когда кто-то нас ругает. Физически это не ранит, но может «ранить чувства».

Почему так?

Потому, что есть воображаемый шаблон себя – шаблон самозащиты, самоуважения и т.п. А ведь можно не терять самоуважения, даже когда совершил ошибку – а тем более, когда тебя ругают не справедливо.

Итак, нашей психической деятельностью управляют шаблоны – и поэтому наши мысли, чувства и способы решения проблем оказываются ограниченны.

Чтобы освободиться от принуждённости шаблонами, от страданий – нужно осознать иллюзорность шаблонов, научиться не быть их рабом.

Конечно, для этого приходится наблюдать свою психическую деятельность и перестраивать её, и это может занять много лет – но оно того стоит.

Освободившись от психических шаблонов, мы освобождаемся и от «трёх ядов». Первый яд – замешательство, тупость. «Неведение». Когда в центре ума сидят шаблоны, тупость и замешательство естественны. Но, когда шаблонов нет и психическая деятельность свободна – тупости нет. Всё ясно, ненапряжённо и раскрыто. Безграничная пустотность и настоящесть.

Второй яд – ненависть-гнев – возникает от противостояния «хорошего» и «плохого». А когда мы освобождаемся от этого шаблона, фиксированности на противостоянии – то воспринимаем ту же ситуацию как просто реальное положение дел. Живое, цельное положение дел – текущая ткань жизни – а не напряжение противостояний.

Третий яд – привязанность-жадность – это тоже шаблон фиксированности. Когда он отпущен – без накручиваний «я» и «хочу», остаётся безграничный, живой мир.

И мы просто делаем то, что нужно для гармонии.