Однако никаких объяснений не было. От нас просто ждали, что мы будем делать то же, что и все остальные. Я просто следовал распорядку; ел, медитировал сидя и при ходьбе, спал и так далее.

Шен Янь. Биография китайского монаха

1. Как вы осознаёте эти процессы как результат намерения без подключения Эго, которого нет?

Предположим, есть новорождённый младенец, который ещё ничего не знает о мире. Его тело чувствует, что мокро и холодно (обписался) – начинает кричать. Ему меняют пелёнки. В памяти создаётся ассоциация: покричал – тебе вернули комфорт.

Спрашивается, где здесь эго?

Человек научился кричать, когда ему становится неудобно, но никакого эго в этом ещё не было.

Точно так же человек научается делать что-то ещё. Стоять, ходить – потому что так выше достаёшь, и со временем ходить становится быстрее и удобнее, чем ползать.

Нет в этом никакого эго. Есть причины и следствия.

Причина – сочетание (А) такого-то человека и (Б) такой-то обстановки.

Из этого сочетания – человека и обстановки – рождается намерение.

Например, голодный человек находит яблоко у дороги. Он обтирает его и ест.

В той же обстановке не голодный человек это яблоко не возьмёт, просто не обратит внимания. (Кому нужно грязное яблоко, валяющееся у дороги?)

Или, если человек не голоден сейчас, но часто голодает, то он возьмёт яблоко про запас, а потом помоет и съест во своё время.

Таким образом, сочетание определённой обстановки и определённого опыта вызывает соответствующие намерения и действия.

Ну, и к чему тут выдумывать какое-то «эго»?

 

2. Как вы воспринимаете это всё и сразу?

Что вы имеете в виду, цельность?

У человека есть две стороны в восприятии, «левая» и «правая».

«Правая» (её относят к левому полушарию головного мозга) – это логика и детали.

«Левая» сторона – это восприятие мира в целом, как общего пространства, без выделения деталей.

Можно заметить, что, когда нам радостно, то весть мир окрашивается радостным чувством; и наоборот, когда грустно – приятные, казалось бы, вещи могут не радовать.

То есть, весь мир сразу окрашивается чем-то, что вызвано лишь какой-то деталью. Таким образом, маленькая деталь жизни может повлиять на всё восприятие жизни в целом. И наоборот, качество восприятия в целом влияет на наше внимание к деталям, на то, какими мы их воспринимаем.

Может быть, трудно воспринимать «всё сразу» полностью, во всех деталях; но мы можем поддерживать восприятие тела и пространства в целом. Это развивается с опытом в медитации. И тогда нас не будут захватывать мелкие детали. Нас не будут порабощать чувства, такие как беспокойство, ненависть, жадность и пр.

Когда не осознаёшь пространства, цельности – то внимание обычно блуждает в деталях, и каждая деталь может «захватить» наши чувства. Если же мы воспринимаем безграничное пространство и цельность как основу, то отдельные ощущения, «плохие» или «хорошие», появляются как явления в этом пространстве. Они не охватывают нас, потому что мы остаёмся безграничны.

Так состояние самадхи – глубокой, ровной осознанности и цельности – предохраняет нас от впадания в омрачения.

 

3. И какова конкретная практика по растворению напряжений?

Вот так осознавать целое, как описано выше – одна из возможных практик по растворению напряжений. Можно ощутить всё пространство, его состояние. Возбуждено ли пространство? Напряжено ли оно?

Мы можем ощутить, что пространство безгранично и безмятежно, и мы не отделены от него, мы в этой безграничной безмятежности.

Так наши возбуждения, противостояния и напряжения могут растворяться. Мы можем ощутить, как безмятежность пространства растворяет их.

Подобным же образом, мы можем просто дать растворяться напряжениям, с помощью ласкового внимания.

Например, что делать, если мы чувствуем боль в мышцах от усталости, или стеснение в груди от переживаний?

Мы направляем этой части тела наше ласковое внимание, чувство любви и доброжелательность.

И мы можем почувствовать, как напряжение рассеивается – растекается вокруг этого места приятное тепло.

Или мы можем почувствовать, как с каждым выдохом напряжение тает.

И мы помогаем телу освежиться путём разминающих движений. Двигаем руками, позвоночником и т.д., чтобы потянуться там и тут, везде, где это нужно.

Можно в первый раз – сосредоточиться на ощущениях потягивания. Потом ещё раз – и сосредоточиться на ощущениях расслабления в этих местах, а затем и во всём теле. А потом ещё раз – и сосредоточиться на том, как это потягивание и расслабление приятно.

Есть и другие практики по растворению напряжений: задействуя пространство, чувства, дыхание, потягивания, отпускание.

Например, если мы по привычке внутренне противопоставили себя другому человеку – можно вспомнить о том, что во всех дурных качествах виноват не сам человек, а обуявшие его омрачения.

Можно почувствовать, что не человек виноват, а омрачения; он их жертва. Так можно отпустить противостояния и напряжения в отношениях с ним и отнестись к человеку сострадательно.

Итак, у нас множество возможностей. Было бы намерение! :)

Исследуйте, как это получается у вас.

Применяйте в жизни, и так не только ваша жизнь станет легче и приятнее, но и вся окружающая жизнь, всё пространство станет чище и гармоничнее.


 

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.