Вам нужно не просто оставить любую мысль о мести, но даже не следует лелеять надежду, что он не ударит вас снова. Ведь такая надежда сама по себе тщетна и не приносит пользы.

Шен Янь. Не-противостояние и растворение напряжений

Постоянное Озарение

Объявление для друзей, что и как у меня в 2023 году

Сначала хочу извиниться – за то, что в последнее время ни с кем не поддерживал контакта и отошёл от попыток что-то преподавать.

За три года я трижды болел ковидом (2020, 2021, 2022). Всякий раз надеялся, что осознанное тело поборет болезнь в зародыше, но ни разу не получилось. Видимо, для этого надо было упражняться плотнее, а не от случая к случаю. Думаю, ковид может влиять на сердечно-сосудистую систему, в том числе, способствуя ишемической болезни сердца и образованию аневризм.

Теперь я чётко осознаю, что внезапно смертен и в любой день это тело может кончиться. Чтобы проработать это «открытие», мне пришлось на месяцы погрузиться в медитации. (Плюс, конечно, оставался всё тот же вопрос: что делать с человечеством и как его спасать).

В итоге, удалось отбросить ещё гнездившиеся по тёмным углам цепляния и вернуть ощущение пустотности – из того времени, когда я понял, что «реальность» мира – это всего лишь проецируемые представления.

Это большая свобода – знать, что ограничения и сожаления о себе, о любых явлениях – лишь представления.

Например, теперь мне не нужно бороться с дурными эмоциями; достаточно лишь осознавать своё состояние и ощущать, что нелепо было бы отдавать эмоциям контроль над происходящим.

В этом, 2023 году случилась и очередная порция бытовых проблем. Сгорел компьютер, я оказался без паролей к хостингу и, когда там возникли проблемы, я не смог быстро отреагировать. Несколько месяцев, примерно с апреля по июнь, сайт https://zen-do.ru не работал. Извините. Кратко говоря, так сложилась карма.

Некоторые буддийские монахи до сих пор следуют правилам «не брать в руки золота и серебра», то есть, денег, и не обладать имуществом, кроме нескольких разрешённых предметов первой необходимости. Это создаёт большую зависимость от мирян, помогает не отдалиться от них в некий отдельный, благополучный монастырский мир.

Так монахи служат мирянам примером того, что можно не цепляться за материальное изобилие, карьеру и прочие мирские блага. А миряне могут практиковать даяние монахам и этим очень мощно развивать силу доброй кармы.

Меня в своё время привлёк такой путь, поскольку хотелось помогать окружающим освобождаться от цепляний; а к работе ради денег я испытывал отвращение.

С другой стороны, как я сейчас понимаю, зависеть от милости других не во всём удобно. Одно дело, если ты бродяга времён Будды, другое дело – если надо поддерживать сайт или снимать помещение для преподавания.

Трудно совмещать свободу отшельника и необходимость обеспечивать людям ресурсы для практики.

Мои попытки полагаться на «единоверцев» провалились. Как я уже писал в статье По России на восток, нынешним «практикующим буддистам» нет дела до буддийских учителей и их миссии. (Например, в совершенно свободной квартире буддийского центра Учителю не дадут приюта, а слушать захотят лишь «представителя нашей школы»).

Да и во времена Будды Шакьямуни было не многим лучше. Ему приходилось покидать общину и уходить в лес, потому что монахов больше заботили свары, чем практика и учёба. А когда тело Будды умерло, некоторые монахи радовались, что «этот занудный старикан больше не будет донимать нас своей дисциплиной».

Это понятно: люди проявляют свои комплексы и заблуждения. Проявив, их проще осознать и отработать. Таков наш путь развития.

Теперь, созерцая пустотность, я принимаю эту ситуацию; не пытаюсь спасать мир или жаждать проявления чьих-то добрых качеств. Всё уже спасено.

Но, пока это тело не умерло, можно обращаться к нему за помощью, чтобы пробудиться к истине.

Добро пожаловать!