Когда монахи монастыря Нун Чань занимаются чаньской практикой? Мы стараемся назначать семидневные затворения для монахов в соответствии с расписаниями отпусков большинства наших участников-мирян. Ещё мы организуем для монахов Лагеря бодхисатв.

Шен Янь. Будда в уме, речи и делах

Мастер Шен Янь

hand.gif (1869 bytes) Творения ума


Сюй ЮньЖил-был Чаньский Мастер, по имени Сюй Юнь, который обошёл много разных мест в Азии; и где бы он ни встречал развалины монастыря или храма, собирал пожертвования и восстанавливал его. Многие люди изумлялись его способностям, и приходили к нему со словами: "Ах, Мастер, как это вам так легко строить один монастырь за другим? Нам трудно построить одну простую хижину". Сюй Юнь отвечал: "Потому что у меня есть монастыри в моём уме".

Когда они утверждали, что у них тоже есть монастыри в уме, Мастер говорил: "Нет, народ, у вас на самом деле нет. Я строил монастыри в своём уме долго, так что эти монастыри были уже построены. Когда я хочу строить монастыри сейчас, это происходит. Однако вы не начали по-настоящему строить их в своём уме. Ваши так называемые монастыри — это лишь мечты".

Шурангама Сутра говорит, что все явления — творения ума. Однако мы не можем толковать это словами, что все вещи созданы блуждающим умом. Если вы просто мечтаете, и не делаете с этим ничего, то не сможете создать никаких дхарм, то есть явлений.

С другой стороны, если у вашего ума есть определённые склонности что-то делать, и вы действуете в соответствии с ними, то ваши свершения несомненно можно назвать творениями ума. Если у вас есть чувства по отношению к людям, такие как гнев, печаль, удовольствие, и вы устанавливаете отношения с ними на основе этих чувств, то это тоже можно считать творением ума.

Говорят, что ум похож на опытного, превосходного художника, который способен нарисовать все виды миров из одной палитры. Это правда, что всё существующее в уме может со временем проявиться. И что бы ни существовало в прошлом, оно может появиться в будущем. Этот процесс похож вот на что: у вас есть огромный бак воды, и в ней множество мелких песчинок. Поскольку вода постоянно перемешивается, песчинки тонут на дно... а потом снова поднимаются вверх. Каждое движение ума — это как добавление цвета определённой песчинке. Иногда вы придаёте очень крепкую окраску, которая остаётся надолго, а иногда добавляете лишь лёгкое касание. Окрашенные песчинки опустятся на дно, а потом снова появятся наверху, поскольку вода неспокойна. Но те, чей цвет нанесён слегка, постепенно тускнеют — только крепко окрашенные песчинки сохранят свою окраску.

Благая и дурная карма работают именно так. Мысли и действия разной интенсивности могут казаться "исчезнувшими" на некоторое время, но все они возвращаются, рано или поздно. Мы просто не видим их действия, пока они не поднимутся на поверхность. Так что иногда нам везёт, а иногда случаются несчастья. Все эти события — наше собственное деяние. Мы часто говорим о создании благополучия для других или для себя, но не часто говорим о создании несчастья. Тем не менее, это факт, что все несчастья созданы нами самими, для нас самих.

Что бы ни существовало в уме, оно скорее всего проявится в будущем. На самом деле, ему было бы действительно трудно не привести к каким-то следствиям. Конечно, это зависит от того, насколько сильны кармические действия — как в примере с красками, наносимыми на песчинки; более сильные цвета удержатся дольше.

В городе Гошуань, на Тайване, была некая фабрика, которая перерабатывала сточные воды многих домов и предприятий. Со временем у этой фабрики возникли проблемы, поскольку она сама производила большое количество сточных вод, и не смогла справиться с ними всеми. Так что, хотя назначение этой фабрики было благонамеренным — обрабатывать мусор, производимый другими людьми — она в действительности производила дальнейшее загрязнение.

Так же и с нашими жизнями; мы не хотим создавать дурную карму, но каким-то образом оказывается, что мы это делаем. Мы не хотим причинять другим людям вред, но очень часто плоды наших благих намерений, в конечном счёте, приносят некоторый вред. Многие войны в человеческой истории произошли из-за определённых политических и религиозных взглядов. Вожди, развязавшие эти войны, не обязательно были злыми людьми; многие из них искренне верили, что действуют на благо человечества. И всё же, как следствие, многие люди подверглись великим страданиям.

Кто-то спросил Мастера Сюй Юня: "Почему вы строите монастырь за монастырём? В конце концов, они превратятся в развалины, или будут разрушены другими людьми. Так что, строя монастыри, вы на самом деле даёте другим повод разрушать монастыри. Вы даёте им возможность делать дурную карму. Так зачем это всё?"

Сюй Юнь ответил: "Когда чувствующим существам не хватает благой заслуги и добродетели, то да, монастыри придут в упадок или будут разрушены. Но, с другой стороны, когда у чувствующих существ карма получше, лучшие заслуга и дободетель, то им понадобятся монастыри. Позже, монастыри снова станут развалинами. Лично меня это не заботит. Согласно Буддадхарме, все вещи — это действия чувствующих существ в уме чувствующего существа. Их можно сравнить с видением цветка в небе, с отражением луны в воде. Все они — иллюзии, но, тем не менее, эти дела Дхармы — вещи, которые я хотел бы делать каждый миг".

Так что важно, при исполнении своих определённых намерений, спрашивать себя, начали ли мы серьёзно строить эти желания или обеты в своих умах. Если вы уже идёте в правильном направлении к достижению своей цели, то высказывание, что все явления — творения ума — определённо истина. Если вы действительно чего-то хотите, например, если вы желаете достичь Буддовости, то у вас должна быть достаточно крепкая устремлённость.

Есть история о супругах, которым было крепко за сорок, и у них не было детей. Они по-настоящему хотели сына, так что посетили много разных храмов, молясь божествам. Все их мольбы, однако, были тщетны, пока они в конце концов не дошли до храма со старым монахом, который охотно дал им совет. Он сказал: "Ладно, вы просто походите по разным монастырям и храмам, и посмотрите, не живёт ли там какой-нибудь монах, который стар и болен, и некому о нём позаботиться. Тогда вам нужно взять его домой, заботиться о нём, лечить его болезнь — и, в конце концов, вы получите сына".

Супруги так и сделали. Через некоторое время, посетив ещё несколько храмов, они нашли одного старого монаха, который был серьёзно болен, и у него не было никого, кто бы о нём позаботился. И они взяли его домой. Они были очень добры к нему и вылечили его болезнь. Однако монах был действительно очень стар, и через два года подошла его смерть. Монах сказал супругам: "Вы оба были так добры ко мне. Как я могу отплатить вам?" И супруги сказали: "На самом деле, ты не должен благодарить нас, потому что мы делали это, чтобы обрести сына". Итак, в конце концов, монах умер. Немного прошло времени, как у супругов действительно родился сын. Он оказался очень умным и славным мальчиком. Его родители гордились и радовались ему. Через много лет, когда мальчик стал подростком, случилась интересная вещь. Старик, который когда-то дал супругам совет, пришёл их навестить и узнал их сына. "Э, да ты на самом деле мой старый друг!" Тогда мальчик осознал, кем он был, и сказал: "Ну, у меня не было особого выбора. Я должен был отплатить этим супругам".

На этом история заканчивается. Возможно, было не так уж умно отблагодарить супругов, рождаясь их сыном; для старого монаха это, в общем-то, глупость. Тем не менее, здесь есть важная идея. Когда мы всерьёз хотим чего-то, нам нужно стараться также помогать другим людям — и, в конце концов, наши желания осуществятся.

 


Беседа Мастера Шен Яня 21 июля 1985.
Опубл. в Ch'an Newsletter — No. 58, December 1986
Перевод Постоянного Озарения, 2006