Раньше, когда я читал сутры, я видел много противоречий. Например, каждая сутра подавалась как истинное учение. Но как это может быть? Эти противоречия исчезли, когда я увидел, что сутры выражают разные уровни проповеди Дхармы. Будда учил разных людей разным вещам, в зависимости от их опыта и уровня достижений.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Мастер Шен Янь

 Абсолютная истина.
Не-противостояние и растворение напряжений


Абсолютная истина

Жил-был когда-то чаньский мастер, у которого было три ученика. Однажды двое из них горячо заспорили. Один из них пошёл к Мастеру, изложил свои доводы и спросил, прав ли он. Мастер ответил: "Да, ты прав". Тот монах вышел и сказал об этом двум другим. Другой монах, участвовавший в споре, не поверил ему, и сам пошёл к Мастеру. Он изложил свои доводы, и Мастер сказал ему, что он прав. Услышав это, третий монах пришёл в замешательство, думая: невозможно, чтобы правы были оба. Поэтому он тоже пошёл к Мастеру и спросил: "Ведь один прав, а другой нет!" Мастер ответил: "Да, ты прав". Тогда трое монахов пришли к Мастеру и спросили, как может быть, что правы все трое. Не ошибся ли он?.. Нет, все они были правы!

Эта история показывает, что бессмысленно спорить. В этом мире нет абсолютной истины. С буддийской точки зрения, всё в мире непостоянно и обусловленно, и поэтому рассматриваться может только со сравнительной, или относительной, точки зрения. Когда мы судим, что одна вещь лучше другой, мы всегда делаем это со сравнительной, или относительной позиции. Просветлённый ум, который видит вещи, какие они на самом деле – не привязывается ни к одной конкретной вещи как абсолютной истине, и не отбрасывает ни одну конкретную вещь как не абсолютную истину.

Не-противостояние и растворение напряжений

И буддизм [вообще], и чань осуждают сражения и призывают к не-противостоянию с врагами. Этот принцип применим и к медитации. Часто бывает, что, когда вы садитесь медитировать, омрачения и рассеянные мысли возникают в вашем уме; вам, оказывается, мешают разные нецелостные привычки, или беспокоят окружающие звуки. Если эти помехи вызывают у вас раздражение и затрудняют вашу практику, то, куда бы вы ни пошли, вы не сможете успокоить свой ум и практиковать чань. Добавляя раздражение к рассеянным мыслям, вы добавляете ещё один слой рассеянных мыслей в противостояние своим первоначальным рассеянным мыслям. В итоге вы растратите свои силы. Если человек поступает так – добавляя чувство раздражения к своим уже рассеянным мыслям – то чем больше он практикует медитацию, тем более беспокойным и вспыльчивым становится. Именно поэтому многие так называемые "Старые Взращиватели" очень раздражительны и часто взрываются гневом из-за малейшей провокации. Это всё из-за их неправильного подхода – противостояния, сражения со своими исходными омрачениями и рассеянными мыслями; тем самым они увеличивают свои омрачения и создают большое внутреннее напряжение.

Но не таков истинный чаньский практикующий. Любые мешающие мысли, которые могут возникнуть; или неблагоприятные окружение или условия, с которыми он может столкнуться – он встречает не-противопоставлением и растворяет любое напряжение, которое может по отношению к ним возникнуть. Он никогда не сопротивляется и не сражается с ними. Что значит не-противопоставление? Например, если вы столкнулись с человеком, который к вам относится со злобой, вы не ссоритесь с ним, но делаете всё, что в ваших силах, чтобы мирно избежать вражды с ним. Если он ударил вас, вы не бьёте в ответ. Вам нужно не просто оставить любую мысль о мести, но даже не следует лелеять надежду, что он не ударит вас снова. Ведь такая надежда сама по себе тщетна и не приносит пользы. Если кто-то бьёт вас, и вы просто принимаете это без сопротивления, без драки в ответ, то противная сторона тоже тоже побудится оставить свою враждебность. Таким образом, цель – растворение препятствующих напряжений – будет наверняка достигнута. Точно так же и в практике чань, вам не нужно беспокоиться из-за легкомысленных рассеянных мыслей, которые могут возникнуть; если вы можете воздержаться от жажды приятного и от чувства отвращения к нежелательному, то ваш ум естественно станет собранным. Чаньским практикующим следует поддерживать такое отношение в ходе своей повседневной жизни, разбираясь с повседневными делами. Никогда не раздражайтесь, сталкиваясь с трудностями: делать это означало бы просто добавить трудности к трудностям, тем самым ещё больше беспокоя и запутывая свой ум. Поддерживайте ум мира и не-противопоставления, и все трудности естественно растворятся.

 
Ch'an Newsletter – No. 5 May 1980


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить