Идея, что мы отличаемся от будды, или что мы нечисты – следствие нашего неведения (авидьи). Чтобы понять это, надо понять, что значит авидья. Авидья – это определённые психические явления, которые относятся к определённому месту, временны и изменчивы. Эти три их качества сцеплены и взаимозависимы.

Шен Янь. Будды, чувствующие существа и неведение

Постоянное Озарение

Современные перспективы социализма

1.

Классический марксизм рассчитывал, что пролетариат неизбежно свергнет капитализм, поскольку

Так казалось во времена Энгельса (см., напр., его «Развитие социализма от утопии к науке»).

Однако сейчас мы можем видеть, что эта «анархия» – лишь исходное состояние капиталистического социума. В этой исходной среде возникают различные связи и иерархии, поэтому нынешнее капиталистическое общество далеко от первоначальной «свободы» и неорганизованности частного предпринимательства.

Например, кризис крупного банка в США может пошатнуть экономику страны, и поэтому государство спонсирует этот банк. А кризис экономики США вызовет кризис в других странах; поэтому другие страны избегают опрокидывания доллара, хотя освобождение от экономического диктата США и было бы им выгодно.

Теперь в мировой капиталистической системе существуют развитые механизмы смягчения и отчасти предотвращения кризисов; основная тяжесть эксплуатации перекладывается на жителей более слабых стран.

Средства массовой информации и рекламы преуспели в манипуляциях сознанием обывателей.

В итоге, уровень мотивации для свержения капитализма низок, необходимость такого свержения малопонятна.

Поэтому расчёт на непременное возникновение революционной ситуации, делавшийся полтора века назад, становится сомнительным.

 

2.

Мне представляется, что современный капитализм вполне может оказаться довольно устойчивой системой, со сравнительно эффективной саморегулировкой, основанной на простом, едином факторе движения денег.

Кризисов, конечно, не избежать полностью, но низкий повседневный уровень революционной сознательности трудящихся масс в развитых странах позволяет капиталистической системе переживать кратковременные кризисы.

Смещение тяжести эксплуатации в менее развитые страны позволяет пространственно разделять наиболее радикально эксплуатируемых и их главных эксплуататоров. Так главные эксплуататоры оказываются практически защищены от революций.

Население развитых стран оказывается в привилегированном положении и готово защищать эксплуататоров военными и другими средствами.

Поэтому для возникновения революционной ситуации, вероятно, понадобится кризис настолько мощный, чтобы он с великой тяжестью охватил население развитых стран, и настолько длительный, чтобы в сознании масс успела развиться действенная революционная идеология.

Когда же и каким образом возникнет такой кризис, ведь мы его не наблюдаем уже много десятилетий?

 

3.

Вероятно, пока у мировой капиталистической системы есть достаточные ресурсы, эти ресурсы будут использованы для успешной самозащиты капитализма. Для подкупа населения «элитных» стран; для военного, политического и экономического доминирования в мире.

Следовательно, крушение капитализма может откладываться до тех пор, пока в мире не иссякнут природные ресурсы для современной «цивилизации изобилия».

 

4.

Ещё один возможный вариант изменения общества – развитие массовой культуры мышления, которая преодолеет ступень эгоистичных отношений.

Если культура не-эгоизма станет в обществе доминирующей, тогда возможна смена системы управления – с фактора денег и т.п. на факторы гармоничного, единого существования.

Кстати, без такой культуры сознания и крах капитализма вряд ли приведёт ко справедливому обществу. Скорее, в условиях «скудного выживания» возродятся элементы феодального типа, теократического и т.п., когда для индивидуального развития и свободы трудящихся будет мало места. (А подавление личных свобод будет идеологически оправдываться потребностями коллективного выживания и т.п.)

 

5.

Опыт социалистических государств показал, что при общем преобладании эгоистичности в нашем мышлении возникает противопоставление между начальниками и подчинёнными, борьба карьеристов за власть и «тёплые места» и т.д. Снова и снова воссоздаётся эксплуатация и пренебрежение потребностями других.

Пожалуй, это неизбежное следствие того, что в любом развитом обществе не обойтись без профессиональной специализации. (Нейрохирург не может меняться местами с землекопом и сохранить чувствительность рук; каменщик не может заменить тренирующегося по восемь часов музыканта-виртуоза, и т.д.)

Неизбежная профессиональная специализация ведёт к возникновению общественной иерархии (начальников и подчинённых; производящих и распределяющих).

Общественная иерархия плюс общая эгоистичность человеческого мышления воссоздают эксплуатацию. Это доказывает история социалистических государств XX века. Какими бы ни были факторы их падения – карьеристы, перерождение элит, внешнее экономическое и идеологическое давление – социалистические общества не смогли с этим справиться.

 

6.

Поэтому для сегодняшней идеологии социализма актуальными представляются такие идеи:

Таким образом, какова первоочередная задача любого человека, стремящегося ко всеобщему процветанию и свободному развитию?

Эта задача – развить свою культуру до уровня «пробуждённости», и распространять эту культуру вокруг.

На своём опыте я могу сказать, что действительно существует такой уровень развития сознания, на котором человек перестаёт быть эгоистичным, поскольку осознаёт ложность оснований эгоистичного мышления.

Основной сейчас уровень культуры людей основан на шаблонных манипуляциях предметами мышления. Эти шаблонные манипуляции нельзя назвать деятельностью истинно разумных существ. Но этот уровень может быть преодолён, культура мышления может быть развита.

Каким образом?

В частности, буддизм является наукой, исследующей и описывающей этот путь.

Приглашаю всех интересующихся к исследованию этой науки.

 

7. (Послесловие для марксистов)

Во времена Энгельса лозунги раннего социализма – типа «Все люди братья» – сменились лозунгами классовой борьбы, в надежде, что прогресс будет обеспечен объективными общественно-экономическими механизмами.

Теперь, когда перспективы выглядят по-другому, возможно, стоит вернуться к идеям солидарности всех людей, их выхода за рамки своих социальных ролей, во процессе эволюции от современных, полу-разумных существ к действительно разумным.

Не тогда ли происходила, наконец, смена общественных формаций, когда формировался новый способ осознания общественных отношений и их переоценка?

Исчерпание ресурсов (разрушение среды) и развитие разумности – факторы, на которые стоит обратить внимание в наше время.

 


Постоянное Озарение, 29.05.2018