Когда мы судим, что одна вещь лучше другой, мы всегда делаем это со сравнительной, или относительной позиции.

Шен Янь. Абсолютная истина

Шен Янь

Необходима ли практика?

Отрывок из лекции Мастера Шен Яня в Колумбийском Университете 24 апреля 1981 г. Перевод Постоянного Озарения по «Is Practice Necessary?» / Chan Newsletter - No. 15 August 1981.

 

хиппаны

 

В Америке, как и на Востоке, ещё много людей с ошибочным пониманием дзена, из-за распространённого взгляда, что суть дзена просто в «прямом указании на ум», и что дзен отбрасывает все методы взращивания. Из этой точки зрения могут возникнуть два разных заблуждения:

Первое, что практиковать не надо, поскольку все изначально будды и уже просветлены. Второе – что да, нам надо практиковать; но всё, что требуется – это просто сидеть тут, сидеть тут, сидеть тут. Одна история из ранних записей дзенской школы в Китае илллюстрирует это заблуждение. Мацзу Даои провёл много времени в сидячей медитации. Однажды его мастер, Наньюэ Хуайжан, подошёл и начал тереть кирпич. Даои спросил:

– Зачем ты трёшь кирпич?

Хуайжан ответил:

– Чтобы сделать зеркало.

Даои сказал:

– Странно. Никогда не слыхал, чтобы трением кирпича можно было сделать зеркало.

Тогда мастер повернулся и сказал:

– А я не слыхал, чтобы постоянным сидением можно было стать буддой.

Невозможно, чтобы ты мог достичь просветления просто сидением. Но ещё менее вероятна идея, что вообще безо всякой практики ты естественно будда, в состоянии просветления. Тем не менее, многие люди верят в это заблуждение, что не быть просветлённым – это и есть само просветление, и, соответственно, нет нужды практиковать. Многие верят в эту теорию – оттого, что это такой простой путь. Было время в Америке, когда молодая богема принимала свободный и лёгкий стиль жизни Хань Шаня (Холодной Горы) за дух дзена. Буддизм называет такой вид практики «естественный внешний путь». Вам следует знать, что истинная практика дзена следует определённому курсу, с основанием и различными восходящими уровнями, каждый со своим сопутствующим методом.


Примечания переводчика, Постояннного Озарения:

1. «Внешним путём», в отличие от «внутреннего», называют практики, которые могут дать определённую пользу, способности и достижения, но не приводит ко главному – настоящей пробуждённости, полной свободе от страданий, полному раскрытию нашей изначальной природы будды – мудрости и сострадания.

2. В сутре «Бхавана-нуютта» (Bhāvanānuyutta sutta, AN 7.67), или «Беседе о развитии ума», Будда сказал:

Монахи! Такой монах, кто не прикладывает усилий к медитативному развитию ума, может желать: «О, пусть мой ум будет свободен от загрязнений, благодаря не-цеплянию!», – однако его ум не будет освобождён. И почему так? Надо сказать: «Потому что он не развил свой ум». Не развил его в каком отношении? В Четырёх основаниях осознанности, Четырёх видах совершенного усилия, Четырёх основах успеха, Пяти духовных качествах, Пяти духовных силах, Семи факторах просветления и Благородном восьмеричном пути.