В этом мире нет абсолютной истины. С буддийской точки зрения, всё в мире непостоянно и обусловленно, и поэтому рассматриваться может только со сравнительной, или относительной, точки зрения.

Шен Янь. Абсолютная истина

Шен Янь

Необходима ли практика?

Отрывок из лекции Мастера Шен Яня в Колумбийском Университете 24 апреля 1981 г. Перевод Постоянного Озарения по «Is Practice Necessary?» / Chan Newsletter - No. 15 August 1981.

 

хиппаны

 

В Америке, как и на Востоке, ещё много людей с ошибочным пониманием дзена, из-за распространённого взгляда, что суть дзена просто в «прямом указании на ум», и что дзен отбрасывает все методы взращивания. Из этой точки зрения могут возникнуть два разных заблуждения:

Первое, что практиковать не надо, поскольку все изначально будды и уже просветлены. Второе – что да, нам надо практиковать; но всё, что требуется – это просто сидеть тут, сидеть тут, сидеть тут. Одна история из ранних записей дзенской школы в Китае илллюстрирует это заблуждение. Мацзу Даои провёл много времени в сидячей медитации. Однажды его мастер, Наньюэ Хуайжан, подошёл и начал тереть кирпич. Даои спросил:

– Зачем ты трёшь кирпич?

Хуайжан ответил:

– Чтобы сделать зеркало.

Даои сказал:

– Странно. Никогда не слыхал, чтобы трением кирпича можно было сделать зеркало.

Тогда мастер повернулся и сказал:

– А я не слыхал, чтобы постоянным сидением можно было стать буддой.

Невозможно, чтобы ты мог достичь просветления просто сидением. Но ещё менее вероятна идея, что вообще безо всякой практики ты естественно будда, в состоянии просветления. Тем не менее, многие люди верят в это заблуждение, что не быть просветлённым – это и есть само просветление, и, соответственно, нет нужды практиковать. Многие верят в эту теорию – оттого, что это такой простой путь. Было время в Америке, когда молодая богема принимала свободный и лёгкий стиль жизни Хань Шаня (Холодной Горы) за дух дзена. Буддизм называет такой вид практики «естественный внешний путь». Вам следует знать, что истинная практика дзена следует определённому курсу, с основанием и различными восходящими уровнями, каждый со своим сопутствующим методом.


Примечания переводчика, Постояннного Озарения:

1. «Внешним путём», в отличие от «внутреннего», называют практики, которые могут дать определённую пользу, способности и достижения, но не приводит ко главному – настоящей пробуждённости, полной свободе от страданий, полному раскрытию нашей изначальной природы будды – мудрости и сострадания.

2. В сутре «Бхавана-нуютта» (Bhāvanānuyutta sutta, AN 7.67), или «Беседе о развитии ума», Будда сказал:

Монахи! Такой монах, кто не прикладывает усилий к медитативному развитию ума, может желать: «О, пусть мой ум будет свободен от загрязнений, благодаря не-цеплянию!», – однако его ум не будет освобождён. И почему так? Надо сказать: «Потому что он не развил свой ум». Не развил его в каком отношении? В Четырёх основаниях осознанности, Четырёх видах совершенного усилия, Четырёх основах успеха, Пяти духовных качествах, Пяти духовных силах, Семи факторах просветления и Благородном восьмеричном пути.

 

Для добавления комментариев зарегистрируйтесь и войдите. Register and login to comment.