В этом мире нет абсолютной истины. С буддийской точки зрения, всё в мире непостоянно и обусловленно, и поэтому рассматриваться может только со сравнительной, или относительной, точки зрения.

Шен Янь. Абсолютная истина

Жить стратегически

Стратегия — это, во-первых, умение разобраться в ситуации. Каковы причины происходящего, как они взаимодействуют. Иными словами, каковы механизмы событий. Таким образом, в основе стратегии лежит искусство познания.

Во-вторых, стратегия — это умение построить свой путь (к определённым целям) в соответствии с этими механизмами. Выбрать наилучшую последовательность шагов и ориентиров. Таким образом, вторая основа стратегии — искусство направления.

И, конечно, проходить свой путь в переменчивой обстановке — это искусство дисциплины.

 

1. Искусство познания:
три горшка

В разных традициях духовного познания — например, в суфийской, буддийской и тольтекской — есть понятие о трёх горшках (или корзинах), на которые не должен быть похож ученик.

Первый горшок - перевёрнутый, в который ничего не попадает. Это слушатель, который присутствует только телесно. Не слушает, а где-то витает (хотя, по-моему, может даже задавать какие-то вопросы!). Очень беспокойный ум.

Чтобы не походить на этот горшок, всякое знание желательно встречать спокойным, сосредоточенным умом.

Второй горшок - треснутый. Слушает, но не удерживает услышанное — не скрепляет правильными связями. Всё ещё беспокойный ум. Например, выхватывает отдельные куски знания — такие как понятия — и толкует их по-своему. И поэтому не понимает, как они (понятия и т.д.) были связаны между собой.

Чтобы не походить на этот горшок, нужна, можно сказать, дисциплина: не делать скороспелых толкований, воздерживаться от поверхностных сравнений, оценок и мнений. Сначала нужно понять внутренние связи в такой-то системе. Только тогда знание будет действительным, а не воображаемым.

Возможно, будет понятен такой пример. Одно и то же слово может употребляться по-разному:

Например, слово "шар". Ребёнок говорит "Возьмём шар", указывая на такую надувную штуку, которая даже может не быть круглой. А когда преподаватель геометрии говорит "Возьмём шар", он имеет в виду чёткое соотношение: все точки этого шара отстоят от центра не дальше, чем на расстояние радиуса. В первом случае, слово указывает на предмет, во втором — на определённое соотношение, правило, связь между некоторыми элементами в теоретической системе.

Мы можем развить очень точное и глубокое понимание, прослеживая, откуда берётся в данном знании (описании мира) такое-то понятие, слово, взаимосвязь. В конечном счёте, мы можем научиться видеть, как действует данное понятие, какова оказывается его роль в картине мира.

Такая способность — видеть действие — помогает не только в изучении понятий. Любой предмет — это действие, поскольку он действует на наши органы чувств, или проявляется для нас как-то ещё.

Видеть предметы как действия — это и значит видеть их сущность.

Итак, не быть похожим на треснутый горшок — значит обуздывать свою неугомонность и не торопиться раскладывать по своим полочкам то, что ещё недостаточно изучено.

Третий горшок - грязный (дурно пахнущий или с нечистотами). Питьё или пища попадают туда и остаются, но портятся. Что означает человека с нечистыми мотивами. Например, если он учится, чтобы казаться окружающим очень умным, или получить какое-то превосходство над ними, или делает вид, что учится, чтобы не браться за решение своих действительных проблем...

В таком случае, человек неправильно использует знания, искажает их. Потому что у всякого знания есть как бы своё предназначение. Например, знания о том, как раскрывать свою мудрость, предназначены для того, чтобы сделать человека счастливым, свободным от своих эгоистичных игр.

Получается интересная вещь: если человек понимает, или чувствует, всем сердцем, зачем он учится, то он идёт в одном направлении. А если человек, вроде бы, учится тому же самому — делает всё то же самое! - чтобы получить хорошие оценки... то он идёт совсем не туда же!

Человек так устроен, что лишние звенья в достижении целей стремятся выпасть, упростить путь. Так что, если мы действуем ради каких-то наград (получить конфетку, или оценку, и так далее), то придём к тому, что будем сразу хвататься за эту конфетку, отбрасывая все те добрые дела, которые должны были быть в промежутке.

Коротко говоря, чтобы не быть похожими на грязный горшок, нам нужна мудрость — понимать, зачем мы действуем; жить из полноты сердца, а не из ролевых игр.

 

Мы видим, что в искусстве познания "собраны" и остальные искусства:

— сосредоточение, открытость       - искусство энергии,

— воздержание от поспешности и произвола       - искусство дисциплины,

— стремление к чистоте намерения       - искусство направления.

Все искусства ума связаны таким образом: каждое воплощает все остальные.

 

2. Направление и дисциплина

В одной весёлой Умкиной песне поётся:

(Умка которая певица, см. www.umka.ru)

Полечу над пиками Тибета,
Скит построю, стану там аскетом...
Не ходи за мною этим летом:
Мне-то ладно, а зачем тебе-то?

 

Есть такой анекдот — вероятно, действительно случившаяся история:

В театре — генеральная репетиция. Актёр на сцене что-то делает: ходит, говорит... Режиссёр хватается за голову, кричит:

— Не верю!.. Зачем ты здесь? Слушай, зачем — ты — здесь?..

Актёр замешкался. Потом нашёлся:

— А ты зачем?

Теперь режиссёр чешет в затылке...

— Э-э-э... Я первый спросил!

 

У каждого, кто читает эти строки, были какие-то переживания и решения, которые привели его, в конце концов, в это мгновение, сюда.

Любое наше дело — это то, чем мы выражаем смысл своей жизни.

Есть притча о человеке, который мечтал найти сандаловое дерево. Он слышал, что это волшебное, самое прекрасное дерево, с удивительным ароматом.

Поскольку сандаловое дерево не попадалось этому человеку само по себе, он отправился за помощью к дровосеку.

— Да, я знаю одно сандаловое дерево, - сказал дровосек, - Но оно растёт далеко в джунглях, и туда нужно идти целый день. Сегодня уже поздновато. Помоги мне закончить дневную работу, а завтра мы встанем пораньше, и я отведу тебя туда.

Человек радостно согласился, и до конца дня помогал рубить деревья. Он так устал, что на следующий день проснулся поздно. Снова не было времени идти к сандаловому дереву, и они снова рубили дрова. И так получалось день за днём.

Однажды человек проснулся и подумал: "Как я устал! В конце концов, что я здесь делаю?" И он вспомнил, что много лет назад пришёл сюда вовсе не затем, чтобы рубить деревья. Он пошёл к хозяину и сказал:

— Ты знаешь, я ведь хочу найти сандаловое дерево. Давай сегодня не будем работать, отдохнём, а завтра сможем встать пораньше и пойти в джунгли.

Дровосек вздохнул и ответил:

— Ты, наверное, уже догадываешься?.. На самом деле, я в жизни не видел сандалового дерева. Мне было стыдно в этом признаться. Но, во всяком случае, огромное тебе спасибо за работу. Может быть, останешься? Со временем ты займёшь моё место...

Человек засмеялся и ушёл. Долго он искал того, кто сможет помочь ему в поисках. Наконец он встретил учёного, который всё знал о деревьях.

— О, сандал! - сказал учёный, - Конечно, это уникальный вид. Твой интерес понятен и весьма похвален. Я помогу тебе. Чтобы найти и узнать сандаловое дерево, тебе нужно изучить разные породы деревьев — где они растут и как выглядят. Начнём с того, что деревья делятся на хвойные и лиственные породы. Что касается хвойных деревьев... - и учёный приступил к обучению этого человека.

Прошли годы. Человек много узнал о деревьях, но сандал оказался таким редким, что о нём мало что было точно известно. Разные авторитеты часто расходились во мнениях, и найти истину было трудно. В конце концов, человек подумал: "Что я здесь делаю? Разве вся эта учёба поможет исполнению моей мечты?"

Увы, учёный не смог показать сандалового дерева, и человек отправился дальше. Однажды он встретил великого учителя. Тот сказал:

— Наконец-то! Пойдём прямо сейчас. Не надо тратить время на рубку дров или изучение разных пород. Я отведу тебя прямо к нему.

Они пошли в джунгли и наконец оказались на прекрасной поляне. Посреди поляны росло могучее, прекрасное дерево. От счастья искатель плакал и смеялся. Он взял на память веточку, упавшую с этого дерева, и вернулся с ней домой.

Прошли годы. Этот человек состарился, и жизнь его подошла к концу. Однажды путник, проходивший в тех краях, зашёл к нему в гости, и человек показал путнику свою заветную веточку сандалового дерева. Путник понюхал её и сказал:

— Это очень красивая веточка, но это не сандал. Ведь сандаловое дерево знаменито своим волшебным ароматом, а эта ветка не пахнет.

Путник достал из кармана кусочек дерева и дал его человеку:

— Вот настоящий сандал, понюхай...

 


За счастьем не надо никуда ходить — оно всегда здесь и ждёт нас. Но зачем тогда нужна учёба и практика? Может быть, чтобы не уходить от счастья?

В серьёзных и нужных делах, в поиске смысла жизни — желательно знать, что жизнь уже идёт. Что мы не просто ищем, а уже выражаем этот смысл жизни. Прямо сейчас. И не нужно отрывать себя от счастья, чтобы бросить в какие-то предприятия, какие бы прекрасные и великие цели мы ни преследовали в будущем.

 

Что делать, если я не знаю, чего хочу?

— Выяснять. Я хочу выяснить, чего я хочу.

Что делать, если я сначала загораюсь каким-то учением, практикой, а потом охладеваю?

— Исследовать, взяться за творческую задачу: как поддерживать интерес в своей практике?

Если практика становится неинтересной, то либо она мне ничего не даёт...

Либо я просто невнимателен к её плодам!

Любое развитие — это творческий, исследовательский процесс. Здесь механическое, "без души", выполнение чего-то, в лучшем случае, бесполезно.

 

Каков главный вопрос моей жизни?

Как я воплощал его вчера, воплощаю сегодня, буду воплощать завтра?

 

Осознаю ли я свои желания? Если да, то я должен их выполнять. Иначе — это не мои настоящие желания; тогда откуда они берутся?

Учиться можно у всего, всё можно как-нибудь использовать. Всё происходящее имеет какой-нибудь смысл; даже если не происходит ничего.

 

Все существа, в сердце своём, хотят счастья. Все хотят избежать страдания. В этом мы — едины.

Вероятно, любая эгоистичная игра начиналась как попытка ребёнка её опровергнуть. Доказать, что эгоизм не приносит счастья. Только правила игры были слишком серьёзны: потребовали столько забот, что за этими заботами некогда стало вспомнить себя.

 

Как пишет Джек Корнфилд в книге "Путь с сердцем" (Киев, 1997), иногда допустимо сыграть в какую-то игру, чтобы постичь её наглядно, изнутри, и освободиться. Но есть два правила — техника безопасности:

  1. Сохранять полную осознанность. Иначе смысл игры как учёбы пропадёт. Она может повторяться раз за разом в бессмысленном круговороте, съедая жизнь человека.
  2. Не причинять существенного вреда — ни себе, ни другим. Иначе плата за игру может оказаться выше, чем мы хотели бы заплатить.

 

Кроме того, мы можем сразу отбросить все игры. Мне всё больше кажется, что главное — не смиряться со своей глупостью, а чутко слушать собственное сердце. Вероятно, где-то в глубине мы всегда знаем, что истина, а что ложь. Остаётся только следовать своему сердцу.

 

Приложение

Притча о сеятеле

"Вот, вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод:
одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!"

(Мф. 13)