В Махаяне практика благодарности очень важна. Нужно быть благодарными четырём благодетелям: нашим родителям, Трём Драгоценностям, окружающей среде и всем чувствующим существам. Мы благодарны родителям, поскольку они дали нам эту жизнь, в которой мы можем помочь себе и другим.

Шен Янь. Благодарность и передача заслуги

Шен Янь

Спокойный и силовой методы

Перевод Постоянного Озарения по The Peaceful and the Forceful Method //Chan Newsletter - №29, May 1983

Как применяют метод хуатоу? Есть два способа. Один – спокойный метод, второй – силовой метод. При одном и том же хуатоу эти два метода очень разные. Например, используя хуатоу «Кто я?», вы можете задавать себе этот вопрос очень беззаботно.

Этот метод может быть полезен – особенно для тех, чей характер грубоват и необуздан. Используя очень мягкий голос и нежное отношение, вы постепенно успокаиваете ум. Он становится устойчивее, не так возбуждён и не так склонен к насилию, как раньше.

Другой метод – вкладывать больше усилий. Но, прежде чем использовать этот метод, вам нужен очень устойчивый, спокойный ум. Иначе можно получить вред – потому что человек может прийти в состояние, при котором он готов кого-нибудь убить. Он может прийти в большое возбуждение, биться обо что-то головой, стучать себя в грудь, спрашивая себя: «Кто я?»

В этом состоянии он способен на всё. Поэтому такой силовой, насильственный метод нельзя использовать без разбора, или можно сойти с ума. Для некоторых людей спокойный метод подходит больше. Но спокойный метод не разовьёт очень большой силы. С другой стороны, силовой метод может развить великую силу.

Если вы практикуете по спокойному методу, то, даже пробудившись, вы получаете из этого опыта не такую большую мощь, как при силовом методе. Как определить, что мощь не велика? Может быть трудно сказать; обычно, только когда случаются какие-то происшествия, вы можете узнать, что сила, полученная из вашей практики, недостаточна. Например, может быть так, что кому-то срочно нужна помощь, но, если вы поможете ему, то, вероятно, погибнете. Вы практиковали, пережили опыт пробуждённости, но поскольку не развили достаточную силу, у вас ещё может быть немало омрачений, когда переживание пробуждённости угасает. Вы всё ещё привязаны к вашей жизни, всё ещё боитесь смерти. И теперь вы заколеблетесь, неспособные сделать шаг вперёд и совершить сострадательное действие.

Итак, когда возникают такие критические условия, особенно в вопросах жизни и смерти, славы и богатства, или сексуальных отношений, ум человека может ясно видеть верный образ действий, но действия могут не соответствовать этому. А у того, кто использовал силовой метод, если он пробуждается, то мгновение взрыва – мгновение пробуждения – очень мощно, и он получает в этом переживании большую силу. Впоследствии он сможет нести великую ответственность, поскольку своей практикой убрал или существенно обрубил привязанность к себе.

Но силовой метод – не для применения в повседневной практике. Скорее, следует использовать его только на затворении, в период непрерывной практики. В начале затворения мастер скажет вам отбросить все хлопоты тела и ума. Забудьте, чувствуете ли вы физическое удобство или неудобство. Забудьте, здоровы вы или больны. Не бойтесь даже смерти. Думаете ли вы, что психологически готовы, или нет – просто вложите всего себя, всё своё существо вложите в метод. Просто отбросьте любую мысль о своём теле, уме или о чём-то ещё. Погрузитесь полностью во практику хуатоу, такую как: «Кто я? Кто я? Кто я?»

Практикуя метод с большим усилием, если ты можешь полностью забыть о касающихся тебя проблемах, то ты не боишься смерти, по крайней мере, временно. Если ты пробуждаешься, то у тебя будет очень мало страха смерти даже в условиях вне медитации. Но, конечно, этот силовой метод полезен только тому, чей ум уже успокоен.