Контролируй себя. Когда ты можешь контролировать себя, ты можешь свободно достичь гармонии со множеством людей.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Постоянное Озарение

Коренная проблема Земли


Коренная проблема нашей планеты – недостаток мудрости в человеческих умах. Разрушение окружающей среды, войны, бедность, преступность и т.д. – всё вырастает из этого, главного фактора.

Поэтому, если вы хотите помочь Земле самым осмысленным способом, естественно будет сосредоточиться на этой главной проблеме и работать над её решением.

Я надеюсь, что человечество сможет, в конце концов, развить духовную культуру – культуру мудрости, так же, как когда-то мы освоили письменность.

Вот проблема нашего ума:

– У людей есть способность абстрагирования: мы отделяем свои чувства, понятия и символы от исходной реальности.

– Мы ещё не овладели этой способностью; мы лишь на полпути.

– Сейчас нам надо сделать ещё шаг и развить культуру точного воссоединения наших абстракций с действительными явлениями. Это будет действительное овладение нашими способностями абстрагирования.

– Когда эта культура разовьётся в нашем обществе, тогда коренная проблема современной Земли будет решена. Мы сможем преодолеть все эти немудрые и болезненные вещи, и сможем учить менее развитых людей (детей и т.д.), а не наказывать и не бороться с ними.

Итак, как мы можем воссоединить наши процессы абстрагирования в точности с действительными явлениями?

Вот основная схема того, как мы видим мир:

Perception1

1 – Мы воспринимаем действительные явления, как они есть.

2 – Поверх этого, мы хотим изучить механизмы того, что видим: почему оно так происходит; как изменить это наилучшим способом?

Итак, мы выделяем повторения в том, что наблюдаем; создаём понятия объектов и как они связаны друг с другом.

Также мы можем продлевать свои чувства, выводя их за первоначальную ситуацию. Так мы отделяем их от их непосредственного источника.

Поэтому наши (1) первоначально наблюдаемые явления проходят через (2) дополнительные познавательные процессы, что создаёт

3 – Наш дополнительный слой абстракций «поверх реальности».

Этот слой может включать такие вещи как навязчивые чувства, глупые мнения, основанные скорее на непроверенных идеях, чем на действительных явлениях, и т.д.

Вот источник наших попыток найти счастье эгоистичными путями. Здесь наши заблуждения живут в устойчивом убежище, поскольку вместо проверки их соотнесением с реальностью мы привыкли соотносить их с другими абстракциями.

Вот проблема: нетренированный ум обычно видит уровни 1 и 3 вместе, как соединённую картинку (4).

Поэтому мы часто неспособны действительно различать, где исходная реальность, а где наложенные поверх психические явления (наше воображение).

Например, у кого-то есть пять тысяч рублей. Положим, это реальное явление, «уровень 1». Этот человек может чувствовать: «Пять тысяч – это очень здорово!», или «Пять тысяч – это жутко мало!» Вот «уровень 3».

Обычно человек не осознаёт, что факт (такой как наличие 5000) и его оценки – это разные вещи. Он воспринимает их вместе, как одну «реальность»: «У меня столько-то, и это ужасно! Вот реальность».

Таким образом, мы оказываемся или привязаны к чему-то «хорошему», или развиваем страдания от чего-то «плохого». Мы становимся рабами обстоятельств, профильтрованных через невежество.

Это заставляет нам страдать и делает нас глухими и слепыми к разнообразию действительных возможностей. Отсюда же истекают наши действия против всего, что «противостоит» нашей эгоистичной иллюзии.

Теперь, изучив эту статью, вы можете понять всё это рассудочно, но чтение объяснений не многое изменит. Мы всё ещё видим слои 1+3 как «реальность» 4, слабо осознавая, что настоящее, а что – наша психическая конструкция.

Поэтому нам надо учиться практическим способом: изучать и перестраивать собственный ум. В итоге мы сможем прийти к другому способу видеть реальность и осознавать наши психические процессы:

Perception2

Таким путём мы не цепляемся за выстроенные мнения и абсолютизированные чувства. Мы наблюдаем, что действительно (1), а что – наши психические процессы (2), и что – производное содержание нашего ума (3); и, наконец, что складывается в итоге (4).

Такое видение можно назвать «просветлением» – это свобода от заблуждений и волнений.

Вряд ли мы могли бы прийти к этому без практики, такой как, например, буддийская практика.

Это видение – именно та культура мудрости, в которой сейчас нуждается человечество.

Так что, если вы понимаете эти объяснения, давайте практиковать и развивать эту культуру в нас и вокруг нас.

Есть ли что-то более осмысленное для решения проблемы – корня всех остальных проблем на современной Земле?

 

Комментарии   

0 # Аминь, брат!Andrey Kucher 21.11.2017 10:17
Супер статья! Вот ещё в дополнение. Инетерсно узнать ваше мнение.

Медитацию трудно понять не потому, что это какое то сверхестесственное состояние. Наоборот, она весьма естесственна и легка. Её трудно понять потому, что у нас есть целый набор состояний среди которых мы не можем выбрать которое из них называют медитацией. О чем говорят все эти люди?
Наш мозг, оперируя объектами, использует одни и те же области для операций с объектами действительности и объектами собственных мыслей. По сути, одна и та же область мозга используется для операции объектами на основе двух каналов - внешнего и внутреннего. Когда мы думаем: прогнозируем, вспоминаем или воображаем, мы пользуемся объектами внутреннего канала. Когда мы любуемся закатом, вдыхаем запах цветка, держим любимую за руку - объектами внешнего канала.
В обычном состоянии мы часто пребываем в своих мыслях - чаще оперируем объектами внутреннего канала, лишь изредка обновляя информацию о статусе внешнего мира. Впрочем, некоторые сюда редко заглядывают, довольствуюясь собственными мыслями выдавая их за реальность. Пребывая таким образом в подобном состоянии некоторое время, мы теряем разницу между восприятием и собственным мышлением: нам просто не на что опереться. Думаю, не надо пояснять насколько рискованно состояние, в котором человек не отличает собственных иллюзий от реальности...
Состояние медитации - это состояние, когда наш мозг направлен на восприятие объектов действительности, т.е. объектов внешнего канала. Медитация возвращает нас к реальности посредством определенных техник концентрации на объектах внешнего канала восприятия: созерцание, наблюдение за дыханием, мыслями, звуками, в общем любыми заведомо реальными объектами. Когда мы таким образом упражняемся, мы постепенно приобретаем образец состояния настроенности на реальность, учимся отличать реальность от собственных мыслей.
Во время практики медитации распространено широкоизвестное явление, обычно считающееся большой проблемой: это постоянно отвлекающие нас мысли и идеи. Но в действительности эти прыжки между восприятием и мыслями - самое полезное в практике. Как известно, то, что не меняется, для нас попросту не существует. Например, если бы мы всегда жили при одной температуре для нас бы этого понятия не существовало. Именно поэтому, когда мы переключаемся между состоянием вовлеченности в мысли и осонанием их как мыслей (что, кстати, также является одним из способов восприятия объектов внешнего канала), мы начинаем на контрасте видеть разницу между этими состояниями, что потом помогает нам в повседневной жизни не увлекаться собственными фантазиями о реальности, но разумно воспринимать её и мыслить о ней не боясь увлечься.
0 # RE: Аминь, брат!Постоянное Озарение 26.11.2017 10:21
Согласен. Стоит ещё уточнить, что "верное" мышление - не только восприятие внешней реальности, но и верное восприятие собственных мыслей.

Поэтому можно сказать так: дело не в том, воспринимаем мы "внешние" объекты или "внутренние", а в том, чтобы у нашего мышления была прочная опора.

Например, мы можем уйти в глубокие абстракции о чём-то, но не терять истинности. Главное, чтобы эти абстракции надёжно опирались на то, из чего они исходят; и чтобы мы не путали абстракции и "исходные данные".

Вот картинки на эту тему:

1
Thinking Losing Reality

Это пример того, как наше мышление может "оторваться от своих основ" и полететь в неуправляемом полёте фантазии :). Это не то, чтобы нельзя, но надо в этом случае не забывать, что мы оторвались от реальности... :)

2
Thinking Not Losing Reality

А это пример того, что мы осознаём, что в наших мыслях, чувствах и т.д. соответствует "исходному материалу"... а где мы оторвались от основы и вышли в область гипотез...

Дзенская практика учит осознавать реальную основу - то, что мы на самом деле воспринимаем.

Нет никакого запрета на фантазии и гипотезы, только надо осознавать, где это опирается на почву, а где висит в воздухе...

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.