У нас есть долги из прошлых жизней, и мы должны, так сказать, накапливать на будущее, чтобы наш долг не рос на будущие жизни. На это мой друг ответил: "Если это сон, то мне не нужно ничего делать – это же всё иллюзия". Но я ответил: "Если ты ничего не будешь делать, то пожалеешь об этом".

Шен Янь. Без мыслей про обретения и потери – свобода от сансары

Пять искусств ума

Постоянное Озарение, 2005

Что это за пять искусств и откуда они берутся?

На самом деле, это лишь один из способов видеть мир. Можно с тем же успехом строить систему из трёх искусств, или четырёх, и так далее. Итак, что такое мир (вселенная), как он устроен и как мы можем его воспринимать?

Реальность и её четыре стороны

 

С одной стороны, мы можем ощущать мир как энергию. Например, опустив руку в реку, мы чувствуем её течение.

С другой стороны — мы можем видеть мир как формы. Например, глядя на реку, мы видим её как предмет определённой формы.

Разницу этих двух способов восприятия можно представить так: мы встаём лицом к потоку и принимаем его, или отходим и смотрим на него со стороны.

Эти два способа восприятия — энергия и форма — везде. Не только поток воды, любая форма — это энергия. И любая энергия имеет форму.

Здесь есть свои тонкости — например, можно попытаться привести пример "бесформенной энергии". Или можно спросить: где точные границы, например, эмоционального ощущения?

Если ощущение нарастает и пропадает постепенно, то где его границы во времени?

На самом деле, этот пример показывает: видеть формы — это только способ восприятия. Мы можем провести границы; например, "вчера его не было, а сегодня есть" - граница между "вчера" и "сегодня". Границы во времени условны. И границы в пространстве — тоже.

Если пугливый человек идёт в темноте по опасной местности, то страхом может быть пропитано всё вокруг. Если человек ощущает любовь, то он любит весь мир целиком. Здесь ощущается энергия, но как бы нет границ, "нет формы". Кратко говоря, энергия и форма — это два разных способа восприятия.

Третий способ восприятия — это соотношение между энергией и формой. Представим себе такой пример: мы гуляем по тропинкам, куда глаза глядят. Подойдя к развилке, мы смотрим на форму — расходятся две дорожки — и чувствуем, на какую из дорожек нам хочется свернуть. Иными словами, мы ощущаем, как формы наполнены энергией...

Этот третий способ восприятия — соотношения между формой и энергией — постигает отношения, смыслы, намерения. Намерение — это отношение между внутренним и внешним.

Четвёртый способ "взаимодействия с миром" - это когда мы, то есть внутреннее, определённой своей стороной соприкасаемся с внешним — тоже с определёнными сторонами, обстоятельствами. Получается определённое сочетание внутреннего и внешнего. Между этим внутренним и этим внешним, которые соприкоснулись, определённое соотношение (то есть намерение) - которое сейчас воплощается как мгновенное побуждение.

Пример такого способа взаимодействия — человек, балансирующий в лодке на бурной реке. Он не обращает внимания на энергии-ощущения отдельно, не смотрит на формы отдельно, не выбирает соотношений — он мгновенно действует, в едином движении своего тела и окружающего потока.

Итак,

(1), мы можем ощущать и ассоциативно мыслить — без чётких границ, один предмет в уме — как в сказке — может превращаться в другой, продолжающий нести ту же энергию. В сновидении, всё может действовать совместно, создавая единый поток происходящего.

(2) Мы можем видеть формы — предметы, правила, процедуры — с чёткими и ясными границами, с постоянными, определёнными свойствами, независимые от эмоций и ассоциаций.

(3) Мы можем "прислушиваться к своему сердцу". Звук — и внутри, и снаружи. Безмолвие — врата для намерения. "Предметы" и "чувства" - это условности, как бы иллюзии, возникающие, на самом деле, из множества мгновенных, постоянно меняющихся отношений.

(4) Мы можем жить в мире телесно, как его часть — и воспринимающая, и действующая.

Эти четыре способа можно представить так:

(1) Есть человек, нет обстоятельств. (Вся вселенная — это я.)

(2) Есть обстоятельства, нет человека. ("Я" - часть обстоятельств.)

(3) Нет ни человека, ни обстоятельств. (Всё - отношения, между "ничем" и "ничем".)
(Этот взгляд может быть трудно понять сразу — как возможны отношения без того, между чем они существуют? Но, если убрать все наши модели и представления, которые мы конструируем, то можно увидеть, что сама реальность — это как поверхность воды, волнуемая ветром. Есть волны, но при этом нет ни воды под этой поверхностью, ни ветра над ней. "Вода" и "ветер" - это только наши образы, попытки выразить невыразимое. Этими образами описывается начало мира в Книге Бытия: безвидно, пусто, тьма над бездною, Дух носился над водой... И в даосской философии, и во многих других, когда говорится о "начале" мира — прежде всего, Великий Предел возникает из Великой Беспредельности...)

(4) Есть и человек, и обстоятельства. ("Ситуация в целом".)

Пять искусств

 

Построим теперь такую картинку:

В центре — как бы сфера: мир сам по себе, до рассмотрений и толкований.

Вокруг этой сферы — четыре как бы зеркала, четыре способа её воспринимать.

Энергия - золотистый кружок, как солнце с его светом и теплом. Как желтоватая земля. Это вопрос "Что?", сновидение, переживание данного мига без отдельности "себя" и "его".

Форма - синий кружок, как вода, зеркало, бесстрастно отражающее происходящее. Это вопрос "Как?", созерцание причин и механизмов, логика и процедуры.

Отношение - это красный кружок, как огонь, живущий между топливом и воздухом. Это вопрос "Зачем?", погружение в намерение. Построение смыслов. Соединение задач со сверхзадачами. Соединение "уровней" реальности (например, уровня действий — с уровнем целей и мотивов).

Побуждение - это зелёный кружок — слияние жёлтого и синего цвета. И форма, и энергия. Мудрость исполнения, подвижная и стремительная, как воздух. Осознание, запоминание, завершение.

Итак, условно, можно представить путь духовного (или, как говорят психологи, личностного) развития в виде пяти искусств:

 

 

 

 

искусство развития энергии,

 

 

 

искусство познания,

 

 

 

искусство направления,

 

 

 

искусство дисциплины,

 

 

 

искусство устройства ума.

 

Строго говоря, пятое — это не отдельное искусство, а лишь знание этой системы, возникающее из применения остальных четырёх искусств.