Я искал, прежде всего в сутрах, способы практики, методы для развития дхьяны (глубокого сосредоточения). Ученик с некоторым опытом, как правило, может добиться успеха при помощи этих методов. Хотя тексты не всегда ясны, настойчивость и упорная работа, рано или поздно, приводят к успеху — и метод становится понятен.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Шен Янь

Обработка своего поля

Из бесед Мастера Шен Яня на затворении 2 - 9 июля 1982. Перевод Постоянного Озарения по http://www.chancenter.org/chanctr/ddp/channews/08-1982.html и «Cultivating your own field» (Tea words, vol.1 http://chancenter.org/cmc/publications/free-literature/).


Йога

Обнаружение недостатков

Практика «взращивания», или «проработки», предназначена не для получения каких-то выгод, а для обнаружения недостатков в нашей личности и поведении. Открываясь самоисследованию, мы надеемся выяснить, в чём заключены наши проблемы – и если, поискав в себе, мы способны увидеть эти недостатки и проблемы, это уже плоды практики. Одна участница прошлого затворения сказала мне, что, чем больше она пытается избавиться от своих недостатков, тем, кажется, сильнее они становятся. И чем больше она думает об этом, гадая, почему не может от них избавиться, тем больше у неё отвращения к себе. Она сказала:

– Возможно, я просто неспособна практиковать медитацию. Хороший практикующий может выбросить свои проблемы, когда практикует, а я не могу.

Я стоял перед ней, и свет над головой отбрасывал мою тень на стену. Я спросил:

– Когда я стою, не двигаясь, движется ли моя тень?

– Нет.

Тогда я медленно пошёл прочь, и тень шла со мной. Я пошёл быстро, и тень успевала. Как бы я ни пытался, я не мог от неё избавиться. Тени не будет, только если погасить свет, или если тело исчезнет. Как тень, наши проблемы прицеплены к нашему «я». Где «я», там будут и проблемы. Но, если вы скажете: «Я хочу отбросить своё Я», – это «я», которое хочет избавиться от «я», показывает, что «я» ещё здесь. Получается, «я» хочет выбросить «я» – что невозможно. Это как пытаться избавиться от тени, когда ваше тело ещё здесь.

Если есть субъект, то определённо есть и объект. В таком случае, есть ли какой-то смысл во практике выращивания? Конечно, есть, поскольку мы ведём эту проработку, чтобы обнаружить свои проблемы. Обнаружение своих проблем означает, что вы продвигаетесь. Желание избавиться от этих проблем, может быть, хороший знак, но, на самом деле, нам надо подходить по-другому. Метод практики состоит не в том, чтобы отбрасывать их, а скорее в уменьшении чувства «я», пока оно не станет так легко, что проблемы естественно исчезнут.

Однако не надо тревожиться во стремлении к быстрым результатам. Согласно Дхарме Будды, переживание просветления может случиться за очень короткое время. Но, чтобы полностью устранить все ваши проблемы и очиститься ото всех омрачений, нужно три великих несчётных эона. Поскольку наша жизнь длится всего несколько десятилетий, мы не можем ожидать достижения всего этого за время одной жизни. Возможно, некоторые могут думать: «Ну, если я не могу достичь этого в этой жизни, пожалуй, не стоит практиковать вообще». На самом деле, со времён просветления Будды Шакьямуни (около 2600 лет назад), никто больше не достиг буддовости. Все остальные из нас просто следуют его примеру, практикуя. Просто сосредоточьтесь на обработке вашего поле. Конечно, вы можете попытаться подсчитывать, сколько плодов даст ваша работа, но это будет неточно, да и нет нужды это делать. Просто заботьтесь о посадке семян, и вы определённо пожнёте урожай.

Не ищите страданий

Если на затворении вы получили «результат» – это, конечно, здорово. Но если даже просто неделя прошла в боли и страданиях, вы всё же получили кое-что от затворения. По крайней мере, вы устраняете кармические препятствия [«выплачивая кармический долг»].

Одна из наших участниц, услышав такие слова об устранении кармических препятствий, садится с желанием расплавить свои кармические препятствия путём намеренного сидения в болезненных ощущениях. Когда она видит кого-то ещё с тяжёлыми кармическими препятствиями, она хочет принять их на себя и расплавить их прямо тут, во своих ногах. Это неправильное отношение. У других свои собственные кармические препятствия – как вы расплавите их у других?

Расплавление кармических препятствий достигается не стремлением ко страданиям или трудностям. Боль придёт сама; искать её глупо. Идти на поиски страданий и боли – это всё равно, что стоять перед судьёй, который выносит вам приговор за какое-то преступление, побить себя по лицу и сказать: «Не нужно тюрьмы. Я только что избил себя. Я уже достаточно наказан!» Бить себя – это ваше дело, судьи оно не касается. Вам придётся получить воздаяние за дурные дела, по закону, как бы сильно вы себя ни побили. Поэтому наказывать себя бессмысленно.

Практика выращивания предназначена для упражнения ума, а не для переживания страданий. Но если в ходе практики мы встречаем боль и страдания, то надо их принимать. Итак, хотя нам не стоит бояться страданий, поскольку они склонны устранять кармические препятствия, мы не должны и идти на их поиски. Иначе может случиться так, что вместо таяния кармические препятствия даже увеличатся.