Это требует выметания из ума всего, кроме гунъаня, в конце концов, порождая "ощущение сомнения", которое является крепким чувством типа удивления и сильного желания узнать смысл гунъаня.

Шен Янь. В духе чаня

Четыре подхода к пробуждению

Тройка

1. Введение. Три упражнения

Пробуждение, или просветление — это видение собственной изначальной природы. Поскольку зерно совершенства ("образ Божий", "психические способности") присуще нам изначально, путь к пробуждению можно представить как единство развития и освобождения. Освобождение — от того, что закабаляет, затемняет свет ума: от заблуждений, привычек, бессмысленных привязанностей. Развитие — навыков естественного и целесообразного восприятия и действия.

Согласно Будде, всякий путь к просветлению можно рассматривать как нераздельное единство Трёх Высших Упражнений:

Те же три стороны можно найти и в других системах раскрытия человека — в иудаизме и христианстве, в психологии и философии:

Например, в Бхагавад-Гите, обобщающей опыт многих школ, названы:

Почему речь идёт именно об этих трёх элементах?

 

2. Сосредоточение

Сосредоточение — это устойчивое направление внимания.

Ясно, что среди множества обстоятельств и энергий, на которые мы можем направить внимание, есть более подходящие и менее подходящие объекты. Например, при переходе дороги с оживлённым движением уместно направить внимание на поток транспорта, а не на облака — так, чтобы не стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

А если мы решили отдохнуть на лужайке от профессиональных забот, то, напротив, созерцание облаков будет уместным, а привычные беспокойства о работе — скорее всего, будут бессмысленной потерей времени и сил, как это обычно и бывает с беспокойствами.

Итак (рис.1), в одно и то же время есть возможность как для беспокойства, так и для отдыха. Что из этого выбирается — зависит от направления внимания:

Рис. 1.а

Когда внимание направлено искусно, то возникающая энергия восприятия создаёт полезные следствия:

Рис. 1.б


3. Мудрость

В практических целях, можно подразделить все объекты сосредоточения на добродетельные, недобродетельные и нейтральные.

"Добродетельным" будет считаться такой объект, сосредоточение на котором ведёт к добродетельным состояниям ума. И наоборот, "недобродетельный объект" - это такой, сосредоточение на котором вызывает недобродетельные состояния (приводящие к страданиям).

Понятно, что один и тот же предмет может оказаться добродетельным или недобродетельным объектом в зависимости от того, какое отношение мы к нему развиваем. Например, предположим, что мы решили сделать какое-то дело, полезное для многих существ. Но не успели начать, как столкнулись с большими трудностями, которые ставят под вопрос успех всего предприятия. Если, глядя на эти трудности, мы сосредоточились на жалости к себе, то в итоге разовьём чувство разочарования, поражения и подавленности.

Глядя на те же трудности, мы можем сосредоточиться на осознании того, насколько полезно и необходимо наше предприятие. Мы можем подумать, например, что, даже если не сумеем преодолеть эти трудности сейчас, то лучше подготовимся в следующий раз; но и сейчас ещё не всё решено; главное — сделать всё, что зависит от нас, вложить все силы. Следствием такого сосредоточения станет воля к победе, крепкая решимость, вдохновение.

Можно сказать, что в первом способе сосредоточения проявилось неведение, нецелостный взгляд на мир — ошибка этого взгляда была в том, что он соединял с неблагоприятными обстоятельствами жалость к себе. А для этого не было никаких оснований, поскольку такое соединение несло не пользу, а страдания.

И наоборот, во втором способе сосредоточения проявилась мудрость, которая направила энергию по конструктивному пути. Посмотрим, как работает мудрость, на том же примере, что и на рис.1. Должны ли мы, отдыхая на лужайке, обязательно избегать того, что вызывало беспокойства?

Или мы можем подумать, например, так: "Свою работу я люблю. Думаю, что буду заниматься ею всю жизнь. Но если я всё время волнуюсь по поводу работы и беспокоюсь, то когда же я буду счастлив? Я так и проведу всю жизнь в беспокойствах".

Подумав так, мы можем оценить, действительно ли наши беспокойства так важны, чтобы всю жизнь быть несчастными. И тогда наши заботы вместо беспокойства могут вызвать, например, смех.

Рис. 2


4. Дисциплина

Некоторые люди могут быть более способны в применении мудрости, другие — в применении сосредоточения.

Об этих двух способах говорит сутра "В одной упряжке" (приведённая в приложении), как о первых двух подходах к просветлению:

Третий путь — одновременное развитие успокоения (то есть правильного сосредоточения) и видения-как-есть (то есть мудрости).

Четвёртый путь — для человека, которому не хватает ни мудрости, ни сосредоточения, вследствие чего возникает его "неугомонность по отношению к Учению". Иными словами, например, человек хватается за своё первое попавшееся понимание чьих-то слов, вместо того, чтобы обдумать, что они значат на самом деле.

Или, допустим, человек наклеивает ярлыки — свои мнения: это похоже на то-то, а это не согласуется с тем-то.

И в итоге он не воспринимает ничего: ни того, что показалось на что-то похоже, ни того, что показалось с чем-то не согласующимся. Другой пример — когда внимание и память человека совсем заблокированы какой-то областью напряжения, в теле или уме, так что он вообще плохо способен к учёбе.

Для таких случаев основой пути к просветлению является практика дисциплины. Например, человеку следует воздерживаться от поспешных суждений — об истинности или неистинности и т.д. Не стремиться всё сразу разложить по полочкам, а оставлять какие-то вещи "на свободе", с мысленной пометкой: ещё не понято, ещё не исследовано, остаётся под вопросом...

В случае блока в теле или уме, могут помочь регулярные телесные практики, которые возвращают телу свободу, осознанность и единство с умом. Например, выдающемуся современному чаньскому Мастеру Шен Яню в отрочестве было прописано делать каждый вечер по 500 простираний — и это после целого дня монашеских практик! Такое "ударное средство" помогло — он избавился от тупости, обрёл ясность и глубину ума, которые сохраняются до сих пор, позволяя ему писать интересные книги и давать исчерпывающие и воодушевляющие наставления ученикам.

(Конечно, начинающим не стоит пытаться делать сразу по 500 простираний, и лучше осваивать их под руководством опытных практикующих; а что это такое — см. в тексте Практика простираний или, например, на сайте центра Дальма-са.)

Вообще телесные практики — Тенсегрити, Тайцзи и т.п. - пробуждающие и объединяющие тело и ум, я считаю практически необходимыми всем, кто идёт по пути самонахождения и самораскрытия. Даже людям "сновидческого" типа, которым якобы не нужны телесные упражнения, приходится жить в окружении других людей, поэтому, чтобы не "потеряться" в различных потоках энергии, полезны практики выстраивания правильной формы тела, объединения телесных энергий и т.д.

 

5. Приложение. В одной упряжке.
(Aнгуттара Никая IV.170: Юганаддха сутта)

Только для бесплатного распространения
(Перевод с английского © Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)


Однажды досточтимый Ананда остановился в Косамби, в монастыре Гхоситы. Там он обратился к монахам:

-- Друзья!

-- Да, друг, — ответили монахи.

Досточтимый Ананда сказал:

-- Друзья, каждый раз, когда кто-то объявляет в моем присутствии о достижении архатства,  — будь то монах или монахиня, — все они достигают этого с помощью того или иного из четырех путей. Каких именно четырех?

Бывает, что монах развивает видение-как-есть (випассана) после успокоения (саматха). По мере того, как он развивает видение-как-есть после успокоения, рождается путь. Он идет по этому пути, развивает его, придерживается его. И когда он идет по этому пути, развивая его и придерживаясь его, — его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что монах развивает успокоение после видения-как-есть. По мере того, как он развивает успокоение после видения-как-есть, рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что монах согласованно развивает успокоение и видение-как-есть. По мере того, как он согласованно развивает успокоение и видение-как-есть, рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Кроме того, бывает, что неугомонность по отношению к Дхамме (Комм.: пороки видения-как-есть) в уме монаха находится вполне под контролем. Приходит время, когда его ум становится внутренне устойчивым, успокаивается, объединяется и сосредоточивается. В нем рождается путь. Он идет по этому пути … его пороки отбрасываются, его скрытые склонности устраняются.

Каждый раз, когда кто-то объявляет в моем присутствии о достижении архатства,  — будь то монах или монахиня, — все они достигают этого с помощью того или иного из этих четырех путей.