Вторым видом взращивания было интенсивное упражнение на чаньских затворениях. Самые короткие медитационные затворения длились неделю, а также были затворения в 21 день, 49 дней и 3 месяца. Короткие затворения могли проходить в любом из чаньских монастырей Китая, силами монахов этого монастыря. Для более долгих затворений местный монастырь приглашал руководить выдающегося чаньского мастера.

Шен Янь. Биография китайского монаха

Постоянное Озарение

Регулярность творческой практики


Легко практиковать регулярно, если это одно и то же каждый день. Например, делать три простирания и произносить обеты перед сном и после сна.

А как регулярно делать нерегулярную практику?

Например, заниматься написанием и переводом текстов?

  • Можно назначить для этого какое-то время: «Каждый день с 7:00 до 7:45 и с 19:00 до 19:45».
  • Или можно задать себе плавающий флажок: «После ужина полчаса».

А если вы не любите рутины и хотите заниматься творческой практикой без расписания, но всё же часто?

Нужно время от времени вспоминать о своей практике, чтобы заняться ею. Но, с другой стороны, нужно не держать в голове никакой озабоченности. Потому, что озабоченность утомляет, и очень скоро захочется бросить предмет своей озабоченности и забыть о нём.

Поэтому правильный подход – сохранять

1: Вдохновенное отношение

Воспринимать свою практику как любимое дело.

Чтобы заниматься этим не по озабоченности, а просто оттого, что удалось выкроить время.

2: Осознанное намерение

Осознавать намерение нужно потому, что осознание – это окончательная ступень познания. Ещё без полного осознания, человек может действовать, исходя из:

  • эмоционального порыва.
  • Или пробуя воплотить какое-то логическое рассуждение.
  • Или чувствуя намерение (действительное, целостное желание).

Например:

1) Можно совершить бескорыстный поступок из эмоционального порыва.

2) Можно совершить его на основе логики – скажем, чтобы проверить слова «Добрым людям легче живётся».

3) И можно совершить, глубоко чувствуя правильность этого действия.

В этих примерах – эмоция, логика, намерение – ещё нет полного осознания. Полное осознание (в моём понимании этого слова) – это соединение воедино эмоций, логики и намерения. Это кристаллизация познания в окончательную форму.

В полном осознании уже нет разрыва между эмоциональной энергией человека и его логикой. Обычно этот разрыв существует у людей по отношению ко многим делам. Например, логически человек считает, что надо делать то-то и то-то, но эмоциональная энергия влечёт к чему-то другому. Возникает внутренний конфликт. Он проявляется как лень, разрыв «между словом и делом» и тому подобное.

Такой внутренний конфликт преодолевается путём осознания и согласования причин и следствий. Например, мы осознаём, что такое-то дело – наше собственное желание, а не навязанное извне. Мы ощущаем внутреннюю мотивацию в своём сердце. Как следствие, у нас прекращается интуитивное сопротивление, с одной стороны, и принуждение самого себя, с другой стороны. Без принуждения, мы ощущаем себя свободными.

Осознавая причины и следствия, мы гармонично приспосабливаем свои действия к текущим условиям.

Прекращается внутреннее разделение. Нет больше «я должен» и «я себя заставлю». Остаётся только безличное движение Вселенной: «Чтобы получалось то, делается это».

Итак, «осознание» – это единство и эмоциональной энергии, и логики причин и следствий, и чувства внутренней правды. Всё слитое в одном. Применительно к бескорыстным поступкам – это осознание единства всех существ, без границ между нами. Осознание невозможности счастья через эгоистичную заботу о себе и отгораживание от других. Осознание изначального намерения своей жизни – вне границ всех частичных намерений.

Пока у нас нет осознания какой-то темы, естественно, «Вселенная» – всеохватный ум – подбрасывает нам проблемы на эту тему. Чтобы подтолкнуть к осознанию – пока это осознание не достигнет полноты. Поэтому, чтобы проблемы перестали возникать, нужно дойти до осознания, кристаллизовать его. И тогда вместо проблем в подходящих ситуациях будет знание, как и почему действовать. Знание, единое с сердцем, без противоречий логики и эмоций, без противоречий между разными намерениями.

Поэтому, чтобы заниматься чем-то устойчиво и без проблем, надо развивать свою проницательность в этом занятии до уровня полного осознания.

3: Повседневная опора

Когда мы действуем не по расписанию, а из внутренней потребности, то, чтобы практика была регулярной, вспоминать о ней надо регулярно.

Повседневная опора – это то, что обеспечивает регулярное вспоминание, но при этом не создаёт озабоченности.

Чтобы в жизни было «свободное место» для практики, нужно, чтобы жизнь вообще не была захвачена озабоченностью. Иначе, когда человек все дни напролёт то погружён в озабоченные занятия, то забывается в развлечениях – трудно вспоминать о практике.

Поэтому нужно жить «свободно», не теряя своё истинное самоощущение, свободу спонтанных действий – из открытого сердца.

Таким образом, если жизнь не залеплена озабоченностью, мы регулярно вспоминаем о том, чего хотим, что любим делать, что важно в жизни.

Иногда достаточно присесть и побыть в тишине, чтобы из-под стопки забот начали выплывать те намерения, которые мы давно хотели воплотить, но потеряли под массой суеты.

Как средство от забывчивости помогает ведение записей о своих делах и планах. Дневник, карманная карточка со списком дел, личная Вики (wiki) на своём компьютере… Они позволяют, регулярно заглядывая в свои заметки, не терять и продолжать то, что задумано. Иначе в современных условиях, когда через нас постоянно проходит масса информации, может быть трудно избежать упущений.

Например, вот так выглядит моя домашняя Вики:

Mywiki2

Mywiki1

Как видите, удобно держать записи на самые разные темы в одной, легко обозримой структуре.

Итак, для развития творческой практики, исходящей из внутреннего, искреннего побуждения, полезно поддерживать:

  • Вдохновенное отношение.
  • Осознанное намерение.
  • Повседневную опору.

Пусть добродетельная энергия этого текста поможет пробуждению всех чувствующих существ!

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.