Просветлённый ум, который видит вещи, какие они на самом деле – не привязывается ни к одной конкретной вещи как абсолютной истине, и не отбрасывает ни одну конкретную вещь как не абсолютную истину.

Шен Янь. Абсолютная истина

Постоянное Озарение

Регулярность творческой практики


Легко практиковать регулярно, если это одно и то же каждый день. Например, делать три простирания и произносить обеты перед сном и после сна.

А как регулярно делать нерегулярную практику?

Например, заниматься написанием и переводом текстов?

  • Можно назначить для этого какое-то время: «Каждый день с 7:00 до 7:45 и с 19:00 до 19:45».
  • Или можно задать себе плавающий флажок: «После ужина полчаса».

А если вы не любите рутины и хотите заниматься творческой практикой без расписания, но всё же часто?

Нужно время от времени вспоминать о своей практике, чтобы заняться ею. Но, с другой стороны, нужно не держать в голове никакой озабоченности. Потому, что озабоченность утомляет, и очень скоро захочется бросить предмет своей озабоченности и забыть о нём.

Поэтому правильный подход – сохранять

1: Вдохновенное отношение

Воспринимать свою практику как любимое дело.

Чтобы заниматься этим не по озабоченности, а просто оттого, что удалось выкроить время.

2: Осознанное намерение

Осознавать намерение нужно потому, что осознание – это окончательная ступень познания. Ещё без полного осознания, человек может действовать, исходя из:

  • эмоционального порыва.
  • Или пробуя воплотить какое-то логическое рассуждение.
  • Или чувствуя намерение (действительное, целостное желание).

Например:

1) Можно совершить бескорыстный поступок из эмоционального порыва.

2) Можно совершить его на основе логики – скажем, чтобы проверить слова «Добрым людям легче живётся».

3) И можно совершить, глубоко чувствуя правильность этого действия.

В этих примерах – эмоция, логика, намерение – ещё нет полного осознания. Полное осознание (в моём понимании этого слова) – это соединение воедино эмоций, логики и намерения. Это кристаллизация познания в окончательную форму.

В полном осознании уже нет разрыва между эмоциональной энергией человека и его логикой. Обычно этот разрыв существует у людей по отношению ко многим делам. Например, логически человек считает, что надо делать то-то и то-то, но эмоциональная энергия влечёт к чему-то другому. Возникает внутренний конфликт. Он проявляется как лень, разрыв «между словом и делом» и тому подобное.

Такой внутренний конфликт преодолевается путём осознания и согласования причин и следствий. Например, мы осознаём, что такое-то дело – наше собственное желание, а не навязанное извне. Мы ощущаем внутреннюю мотивацию в своём сердце. Как следствие, у нас прекращается интуитивное сопротивление, с одной стороны, и принуждение самого себя, с другой стороны. Без принуждения, мы ощущаем себя свободными.

Осознавая причины и следствия, мы гармонично приспосабливаем свои действия к текущим условиям.

Прекращается внутреннее разделение. Нет больше «я должен» и «я себя заставлю». Остаётся только безличное движение Вселенной: «Чтобы получалось то, делается это».

Итак, «осознание» – это единство и эмоциональной энергии, и логики причин и следствий, и чувства внутренней правды. Всё слитое в одном. Применительно к бескорыстным поступкам – это осознание единства всех существ, без границ между нами. Осознание невозможности счастья через эгоистичную заботу о себе и отгораживание от других. Осознание изначального намерения своей жизни – вне границ всех частичных намерений.

Пока у нас нет осознания какой-то темы, естественно, «Вселенная» – всеохватный ум – подбрасывает нам проблемы на эту тему. Чтобы подтолкнуть к осознанию – пока это осознание не достигнет полноты. Поэтому, чтобы проблемы перестали возникать, нужно дойти до осознания, кристаллизовать его. И тогда вместо проблем в подходящих ситуациях будет знание, как и почему действовать. Знание, единое с сердцем, без противоречий логики и эмоций, без противоречий между разными намерениями.

Поэтому, чтобы заниматься чем-то устойчиво и без проблем, надо развивать свою проницательность в этом занятии до уровня полного осознания.

3: Повседневная опора

Когда мы действуем не по расписанию, а из внутренней потребности, то, чтобы практика была регулярной, вспоминать о ней надо регулярно.

Повседневная опора – это то, что обеспечивает регулярное вспоминание, но при этом не создаёт озабоченности.

Чтобы в жизни было «свободное место» для практики, нужно, чтобы жизнь вообще не была захвачена озабоченностью. Иначе, когда человек все дни напролёт то погружён в озабоченные занятия, то забывается в развлечениях – трудно вспоминать о практике.

Поэтому нужно жить «свободно», не теряя своё истинное самоощущение, свободу спонтанных действий – из открытого сердца.

Таким образом, если жизнь не залеплена озабоченностью, мы регулярно вспоминаем о том, чего хотим, что любим делать, что важно в жизни.

Иногда достаточно присесть и побыть в тишине, чтобы из-под стопки забот начали выплывать те намерения, которые мы давно хотели воплотить, но потеряли под массой суеты.

Как средство от забывчивости помогает ведение записей о своих делах и планах. Дневник, карманная карточка со списком дел, личная Вики (wiki) на своём компьютере… Они позволяют, регулярно заглядывая в свои заметки, не терять и продолжать то, что задумано. Иначе в современных условиях, когда через нас постоянно проходит масса информации, может быть трудно избежать упущений.

Например, вот так выглядит моя домашняя Вики:

Как видите, удобно держать записи на самые разные темы в одной, легко обозримой структуре.

Итак, для развития творческой практики, исходящей из внутреннего, искреннего побуждения, полезно поддерживать:

  • Вдохновенное отношение.
  • Осознанное намерение.
  • Повседневную опору.

Пусть добродетельная энергия этого текста поможет пробуждению всех чувствующих существ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить