Там был наставник Дун Чу, в котором я чувствовал необыкновенного человека. Он не читал лекций и не наставлял никого в практике. Не стремясь ни к славе, ни к тому, чтобы иметь много последователей, он пользовался большой известностью и уважением. Его речь была необычна и оказывала поразительное воздействие на людей.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Гильберт Гутьеррес

Буддизм в твоей жизни

Вы сегодня страдали?

Начинающим буддийскую практику часто бывает трудно увидеть возможности применения буддизма в повседневной жизни. Поначалу буддийские представления могут казаться лишь абстрактными принципами. Такие буддисты часто представляют практику лишь как успокоение ума путём сидячей медитации.

Действительно, сидячей медитацией ум успокаивается, но ещё и заостряется и фокусируется в настоящем мгновении. Именно это мгновение позволяет нам извлечь из практики настоящую пользу в повседневной жизни.

Я часто спрашиваю учеников: «Кто из вас сегодня страдал?» Некоторые поднимают руки. Тогда я спрашиваю: «Что сегодня вызвало ваши страдания?» Некоторые страдают из-за отношений с людьми, некоторые из-за нарушений здоровья, некоторые от недостатка денег. Есть масса проблем, от которых люди могут страдать.

Я говорю этим ученикам: «Почему вы не применили к своим страданиям буддийские принципы?», или: «Где ваша практика?» Поначалу ученикам трудно применять буддийские идеи к житейским ситуациям. Но, как только они начинают понимать, что эти якобы абстрактные принципы – на самом деле, ключ к жизни в мире и спокойствии, становится легче прилагать их к будущим ситуациям. Возьмём для примера какую-нибудь проблему. Такую, которую каждый из нас когда-нибудь встречает в своей жизни.

Применяем основы буддизма к вашим проблемам

Для начала, давайте проверим, как основы буддизма помогают решить проблему. К основам относятся такие принципы как бесформенность, пустотность, непостоянство, сострадание, жизнь в настоящем мгновении, недвойственность, непривязанность к страстям или волнениям, отсутствие «я», закон причинности (кармическое воздаяние) и отсутствие страдания. Хотя это далеко не всеохватный список буддийских принципов, на этих идеях можно построить крепкое основание для практики буддизма и более спокойной жизни.

Давайте же посмотрим, как эти принципы работают в применении к действительной проблеме. Однажды некая моя ученица позвонила, чтобы поговорить о проблеме, существовавшей в её жизни. Раньше на той неделе я провёл беседу о том, как применять буддийские принципы на практике. И теперь женщина в слезах рассказала мне о затруднениях с бывшим мужем. Он явно не согласился с решением суда по их разводу. И она следила по календарю, когда же настанет последний день, в который тот может подать апелляцию. В то утро её адвокат сообщил ей, что бывший муж запросил продление срока на подачу апелляции. Эта новость застала её врасплох. Она думала, что дело закрыто, и что эта часть её жизни осталась позади. А теперь её охватили мысли о новой битве с бывшим мужем.

– Мне действительно нужна помощь, – сказала она. – Вы говорили, что буддийские принципы могут помочь с нашими проблемами. Не могли бы вы показать, как они могут мне помочь?

Я сказал:

– Хорошо. Давайте начнём с рассмотрения, что случилось. – Я перебрал факты о том, что вызывало её страдания. Я сказал, что перед звонком её адвоката у неё, вероятно, был неплохой день. Солнышко светило, и это был ясный, тёплый зимний денёк. Я представляю, что она наслаждалась этим днём до самого момента звонка адвоката, который принёс «плохие» новости. Я спросил:

– Что-то изменилось в комнате, где вы находитесь? Вы потеряли что-то в этот миг?

Она сказала: «Нет». Только её адвокат сказал ей, что бывший муж будет опротестовывать приговор. Я спросил:

– Значит ли это, что дело будет решено в его пользу?

Она констатировала:

– Нет, просто у него есть шанс затянуть дело на больший срок. По-видимому, он всё же проиграет.

Я заметил, что, возможно, и судья не разрешит ему продлевать срок для апелляции, и она ответила:

– Да, это верно.

Тогда я спросил:

– Где ваше страдание? Я не вижу вашего страдания, потому что в этот миг не из-за чего страдать. У вас ничего не отобрали. Вас не поранили, и день всё так же прекрасен, каким он был до телефонного звонка. Таков факт: этот звонок вашего адвоката не сильно изменил ваш день.

Она ответила:

– Верно.

Так буддийская практика начала её успокаивать.

Теперь я сказал ей:

– Если вы в настоящем мгновении, то в этом мгновении не происходит ничего, что может заставить вас страдать. Вы просто слушаете меня по телефону, ни больше, ни меньше. Что может случиться в будущем, ещё не пришло. На самом деле, может никогда не прийти. Если вы думаете о дурных воспоминаниях о вашем бывшем муже, то это тоже не в настоящем мгновении – это уже прошло. Примерно, как если в прошлом у вас был жестокий грипп: он тоже уже прошёл. У вас нет сожалений или дурных воспоминаний об этом мучительном гриппе, вы просто забыли о нём. Так сделайте то же и с вашими дурными воспоминаниями о бывшем муже. Они не в настоящем миге. Ваши дурные воспоминания не могут уязвить вас, если вы сами им этого не позволите.

Спокойствие приходит из понимания, что всё непостоянно

Затем я напомнил ей, что всё непостоянно и что ей следует видеть непостоянство в этой ситуации. Какие бы хорошие или плохие ситуации ни возникали в вашей жизни, они тоже изменятся. Когда вы понимаете это, вас не будут беспокоить какие-то преходящие проблемы. Точно так же не нужно цепляться за вещи, привязываться к материальному богатству, или желаниям, или даже к мысли о спокойствии в вашей жизни. Внешние явления в жизни не могут обеспечить вас спокойствием. Спокойствие приходит из понимания, что всё непостоянно, всё меняется. Я сказал ей:

– Возьмём, например, худший вариант, что может произойти с вами в этой проблеме. Возможно, вам придётся потратить больше денег на адвоката. Возможно, придётся снова противостоять вашему бывшему мужу в суде. Все эти вещи переменятся. Если вы теряете деньги, или тратите их на это дело, то у вас же никогда не было гарантии, что в жизни у вас вообще будут хоть какие-то деньги. Бывают времена, когда у вас много денег; а иногда, возможно, бывает очень мало. Всё меняется. Если вы слишком привязаны к понятию денег, то иногда вы можете больше потратить на адвокатов, в погоне за деньгами. Вы сами себе причиняете страдания цеплянием за чувство, что должны выигрывать. Когда вам приходится отстаивать свои права, то делайте это с мыслью, что это деловое решение, а не такое, в котором вы правы, а он нет. Не решение, что вы хотите причинить ему вред.

Карма течёт, как вода из кувшина

Она сказала:

– Да, я начинаю понимать. Но когда это кончится?

– В основном, от вас зависит, когда это кончается. Вам нужно отпустить чувство гнева и воздаяния. Иначе это продолжится. Надо видеть это как карму, за которую вы расплачиваетесь. Примерно как кувшин, полный воды, что постепенно выливается. Вода в кувшине представляет карму, за которую надо расплатиться. Иногда воду выливают медленно, иногда очень быстро. Иногда это прекращается и начинается. Так что, вы можете думать, что ваши связи с бывшим мужем окончены. Но карма ещё не полностью оплачена. Теперь кувшин наклоняется снова. Когда вода полностью выльется, ваша карма и ваша судьба с бывшим мужем будут исчерпаны.

Однако я предупредил её:

– Кое о чём вам надо подумать – если вы удерживаете чувство гнева или мести к бывшему мужу. Это чувство, особенно, если воплотится в действии, снова наполнит его кувшин, когда вы атакуете его. Вам следует видеть, что в бесчисленных жизнях вы постоянно выливали ваш кувшин в его, а его в ваш. Вы продолжите это делать не только в данной жизни, но и в следующих. Так что вам лучше поставить свой кувшин и принимать воду, которую льют. Не удерживайте чувство.

Любите врага своего

Тогда она подтвердила:

– Я старалась использовать такой подход. Я старалась всё это бросить, даже понять его и пожалеть. Но, когда он так поступает со мной, я теряю это чувство и хочу с ним поквитаться.

Я сказал:

– Это потому, что вы не глубоко понимаете переживание сострадания к другому чувствующему существу. Если вы поймёте переживание сострадания, то увидите его заблуждение. Увидите, что его действия по отношению к вам наносят вред ему самому. И он заплатит за свои действия. Но ваше «я» очень сильно. Оно не хочет, чтобы его атаковали. Когда его атакуют, его рассудочного понимания буддийских идей не хватает, чтобы выдержать силу кармического воздаяния. Вам нужно открыть своё сердце, чтобы видеть в вашем бывшем муже не противника, а лишь товарищеское чувствующее существо, страдающее от заблуждений, волнений и страстей.

Она сказала:

– Я понимаю, но сейчас мне очень трудно испытывать к нему симпатию.

Я уточнил:

– Тут дело не в том, чтобы нравился человек, а в том, чтобы путём безграничного сострадания понимать трудности каждого чувствующего существа. Но, если вы хотите сделать это личным, то вам следует благодарить его. Быть благодарной за наличие такого великого учителя. Ведь он такой великолепный тест для вас. Легко быть благодарным учителю, который учит, говоря тебе приятные слова. Когда вы идёте в класс, всё в идиллии, и выходите из класса – чувствуете такую благость – чувствуете, будто понимаете буддийские принципы. Но, когда в жизни появляется крупный противник, вашу жизнь заполняет буря. Будьте благодарны, что у вас есть кто-то, способный испытать вашу веру и вашу практику. Без такого человека в вашей жизни могло бы быть очень трудно по-настоящему понять и по-настоящему отложить ваши страсти и волнения. Сейчас у вас чудесная возможность сделать это. Вы должны радоваться такой возможности.

Так что, не занимайтесь бессмысленными раздумьями о правильном и неправильном. Не удерживайте ваши привязанности к деньгам или к собственности. Не держитесь даже за идею спокойствия. Именно эта идея – что раньше вы чувствовали свою жизнь так спокойно, а теперь она в беспорядке – приносит вам страдание. Бросьте всё это. Ни за что не держитесь, и вы почувствуете, как кармическая цепь между вами и бывшим мужем начинает рваться.

Где ваше страдание?

Я завершил наш разговор так:

– В следующий раз, когда будете страдать, применяйте эти принципы, найдите, откуда возникает ваше страдание. Осмотритесь повсюду, старайтесь чувствовать своё страдание. И, если вы будете применять к своей проблеме буддийские принципы, страдание будет быстро рассеиваться – всё оно создано умом.

– Вы правы, – сказала ученица, – я больше не чувствую страдания. На самом деле, я чувствую себя очень спокойно, – сказала она тихо. После паузы она добавила: – Знаете, эта буддийская практика по-настоящему работает.

Я сказал:

– Надеюсь, вы можете видеть все ваши воспринимаемые проблемы, когда они возникают, с теми же спокойствием и ясностью ума, с которыми сейчас воспринимаете эту проблему. Итак, вы можете перейти от рассудочного понимания буддизма к настоящему пониманию.

Из предыдущего примера вы видите, что страдания этой ученицы уменьшились, когда она применила буддийские идеи к своей проблеме. С ясностью ума и миром в сердце нетрудно находить путь в неопределённых водах человеческой жизни. Если вы придерживаетесь следующих принципов, то ваша жизнь будет неизмеримо безмятежнее и продуктивнее.

  1. Ты большой, я маленький.
  2. У тебя всё, у меня ничего.
  3. Ты прав, я неправ.
  4. Ты счастлив, я печален.

Если вы понимаете, как правильно применять эти представления в своей жизни, то никто ничего не сможет у вас отобрать. Ни положение, ни мысль, ни должность, ни материальное имущество, ни даже эмоцию.

Живите в мире.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить