Каков истинный дзенский практикующий? Любые мешающие мысли, которые могут возникнуть; или неблагоприятные окружение или условия, с которыми он может столкнуться – он встречает без противопоставления и растворяет любое напряжение, которое может возникнуть по отношению к ним. Он никогда не сопротивляется и не сражается с ними.

Шен Янь. Не-противостояние и растворение напряжений

Мастер Тик Нат Хан

Запуск колеса Дхармы

Мастер Тик Нат Хан рассказывает о знаменитой первой проповеди Будды Шакьямуни, где он объяснил четыре благородные истины и восьмеричный путь друзьям, с которыми раньше учился у лесных отшельников.

Отрывок из книги «Древний путь». Перевод сверен и отредактирован Постоянным Озарением по английскому оригиналу.


Ассаджи практиковал аскезу в Оленьем парке. Однажды, закончив сидячую медитацию, он заметил вдали монаха, идущего в его сторону. Когда незнакомец подошёл ближе, Ассаджи узнал в нем Сиддхартху и быстро сказал об этом своим четверым друзьям.

Бхаддия сказал:

– Сиддхартха бросил практику на полпути. Он ел рис, пил молоко и общался с деревенскими детьми. Он подвёл нас. Я так скажу, нам не стоит даже здороваться с ним.

И пятеро друзей договорились не встречать Сиддхартху у ворот парка. А если он сам войдет в Олений парк, они решили не вставать и не приветствовать его. Но случилось совсем по-другому.

Когда Сиддхартха вошёл в ворота, его сияющий вид так впечатлил пятерых товарищей-аскетов, что они встали все сразу. Казалось, Сиддхартху окружает аура света. Каждый его шаг говорил о редкой духовной силе. Его проникновенный взгляд опрокинул их намерение отнестись пренебрежительно. Кондання подбежал к нему и взял чашу для подаяний. Маханама принес воды, чтобы Сиддхартха мог вымыть руки и ноги. Бхаддия поставил для него сиденье. Ваппа нашёл веер из пальмовых листьев и стал обмахивать его. Ассаджи стоял рядом, не зная, что делать.

Пятеро товарищей встречают Сиддхартху

Когда Сиддхартха вымыл руки и ноги, Ассаджи сообразил, что может наполнить чашу прохладной водой и поднести ему. Пятеро товарищей расселись вокруг Сиддхартхи, он ласково посмотрел на них и сказал:

– Братья мои, я нашёл Путь и покажу его вам.

Ассаджи наполовину верил словам Сиддхартхи, наполовину сомневался. Наверное, остальные чувствовали то же самое, так как долгое время они молчали. Наконец Кондання выпалил:

– Гаутама! Ты бросил практику на полпути. Ты ел рис, пил молоко и проводил время с деревенскими детьми. Как же ты мог найти путь к освобождению?

Сиддхартха посмотрел Конданне в глаза и спросил:

– Дружище Кондання, ты уже давно меня знаешь. За все это время я солгал тебе хоть раз?

Кондання признался, что нет:

– В самом деле, Сиддхартха, я никогда не слышал от тебя ничего, кроме правды.

Сиддхартха сказал:

– Тогда, пожалуйста, послушайте, друзья мои. Я нашёл Великий Путь и покажу его вам. Вы первыми услышите мое Учение. Эта Дхарма исходит не из размышлений. Это плод непосредственного опыта. Слушайте же в глубоком спокойствии, со всем своим осознанием.

Голос Будды был полон такой духовной силы, что пятеро его друзей сложили ладони и в ожидании смотрели на него. Кондання сказал за всех:

– Пожалуйста, друг Гаутама, прояви сострадание и научи нас Пути.

Во глубоком спокойствии Будда начал:

– Братья мои, есть две крайности, которых следует избегать на пути. Одна – погружаться в чувственные удовольствия; вторая крайность – суровая аскеза в ущерб потребностям тела. Обе эти крайности ведут к поражению. Путь, что я открыл – это Срединный Путь, избегающий обеих крайностей и способный привести к пониманию, освобождению и миру. Это Благородный Восьмеричный Путь правильного понимания, правильного мышления, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной осознанности и правильного сосредоточения. Я следовал этому Благородному Восьмеричному Пути и осуществил понимание, освобождение и мир.

Братья, почему я называю этот путь Правильным Путём? Я называю его Правильным Путём потому, что он не избегает и не отрицает страдания, но позволяет прямую встречу со страданием как способ преодолеть его. Благородный Восьмеричный Путь – это путь жизни в осознании. Осознанность – это основа. Практикуя осознанность, вы можете развить сосредоточение, которое позволяет вам достичь понимания. Благодаря правильному сосредоточению вы осуществляете правильное осознание, мышление, речь, действие, образ жизни и усилие. Открывающееся понимание может освободить вас от любых оков страданий и породить истинные мир и радость.

Братья, вот четыре истины: существование страдания, причина страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания. Я называю их Четырьмя Благородными Истинами. Первая – это существование страдания. Рождение, старость, болезнь и смерть – страдания. Печаль, гнев, зависть, беспокойство, тревога, страх и отчаяние – страдания. Разлука с любимыми – страдание. Встречи с теми, кого ненавидишь – страдание. Страсть, привязанность и цепляние за пять совокупностей – страдания.

(Прим. пер.: Пять совокупностей (скандх) – это пять видов, к которым сводятся все явления: формы, ощущения, восприятия в соотношениях, побуждения и сознание. Иными словами, пять совокупностей – это все явления. Поскольку все явления непостоянны, мы не можем завладевать ими насовсем, не можем удержать их. Поэтому страсть, привязанность и цепляния за явления неизбежно вызывают страдания).

Братья, вторая истина – о причине страдания. Из-за неведения люди не могут увидеть истину о жизни, и оказываются пойманы в пламени страсти, гнева, зависти, горя, беспокойства, страха и отчаяния.

Братья, третья истина – о прекращении страданий. Понимание истины жизни приносит прекращение любого горя и печали и рождает мир и радость.

Братья, четвёртая истина – это путь, ведущий к прекращению страданий. Это Благородный Восьмеричный Путь, который я только что объяснил. Благородный Восьмеричный Путь вырастает из осознанной жизни. Осознанность ведёт к сосредоточению и пониманию, которое освобождает вас от любой боли и печали и ведёт к миру и радости. Я провожу вас по этому пути осуществления.

Когда Сиддхартха объяснял Четыре Благородные Истины, Кондання вдруг почувствовал великий свет, сияющий в его собственном сердце. Он ощутил освобождение, которого искал так долго. Его лицо осветилось радостью. Будда указал на него и воскликнул:

– Кондання! Ты понял! Ты понял!

Кондання сложил ладони и поклонился Будде. С глубочайшим уважением он сказал:

– Досточтимый Гаутама, пожалуйста, прими меня в ученики. Я знаю, что под твоим руководством достигну Великого Пробуждения.

Остальные четверо монахов тоже поклонились к стопам Будды, сложили ладони и попросили принять их в ученики. Будда поднял своих друзей. Когда они снова заняли свои места, он сказал:

– Братья! Дети деревни Урувела дали мне имя Будда. Вы тоже, если хотите, можете звать меня так.

Кондання спросил:

– «Будда» означает «пробуждённый», верно?

– Верно. И они назвали путь, который я обнаружил, Путём Пробуждения. Что вы думаете об этом названии?

– Пробуждённый! Путь Пробуждения! Чудесно! Чудесно! Эти имена истинны и просты. Мы с радостью будем звать тебя Буддой, а путь, открытый тобой, Путём Пробуждения. Как ты сказал, жить каждый день осознанно – это самая основа духовной практики.

Пятеро монахов единодушно решили принять Гаутаму своим учителем и звать его Буддой.

Будда улыбнулся:

– Пожалуйста, братья, практикуйте с духом открытости и разума, и за три месяца вы достигнете плода освобождения.

Будда остался в Исипатане, чтобы вести своих друзей. Следуя его учению, они прекратили жёсткую аскезу. Каждый день трое монахов отправлялись за подаянием и, вернувшись, делили пищу с тремя остальными. Будда уделял им всем особое внимание, помогая каждому быстро продвигаться по Пути.

Будда учил о непостоянстве и отсутствии я в природе всех вещей. Он учил смотреть на пять совокупностей как на пять постоянно текущих рек, где не содержится ничего, что можно назвать отдельным или неизменным. Пять совокупностей – это тело, чувства, восприятия, умственные формации и сознание.

(Прим. пер.: Четвёртая совокупность – самскара – может называться и побуждениями, и умственными формациями, поскольку может рассматриваться и так, и этак).

Медитируя на пяти совокупностях в себе самих, они пришли к видению тесной и чудесной связи между собой и всем во вселенной.

Благодаря своему усердию, они все прошли Путь. Первым достиг Пробуждения Кондання, через два месяца – Ваппа и Бхаддия. Вскоре после них Маханама и Ассаджи тоже достигли Архатства.

В великой радости Будда сказал им:

– Теперь у нас настоящая община, которую мы будем называть нашей Сангхой. Сангха – это община тех, кто живёт в гармонии и осознании. Мы должны взять семена пробуждения и рассеять их повсюду.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить