Раньше, когда я читал сутры, я видел много противоречий. Например, каждая сутра подавалась как истинное учение. Но как это может быть? Эти противоречия исчезли, когда я увидел, что сутры выражают разные уровни проповеди Дхармы. Будда учил разных людей разным вещам, в зависимости от их опыта и уровня достижений.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Мастер Шен Янь

Ступени пустотности в медитации

Беседа Шифу на затворничестве 28 мая 1980 года.
Пер. с англ. Постоянного Озарения по Ch'an Newsletter №8, 09.1980 http://chancenter.org/cmc/1980/09/20/stages-of-emptiness-in-meditation/

От редактора: За исключением первых двух предложений, слово «пустотность» (и «опустошение»), используемое в этой статье, не точно соответствует обычному буддийскому термину «шуньята». Шуньята, цель буддийской практики, значит осознание отсутствия я – это следующий шаг после пяти уровней пустотности, описанных в этой беседе. Здесь же пустотность или пустота больше относится к выпусканию, откладыванию, забвению.


Пустотность начинается с существования. Почему так многим людям трудно усвоить практику – потому, что они не могут найти свой путь от существования к пустотности.

Сейчас, когда мы впервые вошли в Центр на затворничество, я сказал вам завернуть все ваши обычные мысли и привычки – всё, связанное с миром снаружи – в узелок и оставить за дверью. Так, чтобы пространство наших повседневных забот опустело.

Сейчас я расскажу о более глубоком уровне пустотности, или опустошения. В первый день я упомянул, что вокруг этого Центра шумновато для практики (машины, радио, дети и т.д.) и спросил, будут ли вас беспокоить звуки снаружи. Большинство сказало «нет». Позже одна ученица сказала, что с тех пор она не может перестать думать о них. Например, если я говорю всем расслабиться, она просто сидит, мысленно проигрывая это: «Расслабься, расслабься, расслабься». Если я говорю всем быть трупом, она думает: «Я мертва, я мертва…» и т.д.

Она сказала: «Я могу отложить всё остальное, не не могу опустошить то, чему учит Шифу». Так что, я сказал ей: надо отложить и это. То, что я сказал – это уже прошлое, и вам не нужно продолжать думать об этом. Аналогично, я сказал вам: поклонитесь своей подушке, прежде чем сядете, и дайте обет, что будете сидеть очень хорошо. Но, когда вы уже сели, надо забыть обо всём этом.

Другой ученик обнаружил, что, пока он сидел, он продолжал желать или надеяться медитировать хорошо. Итак, второй уровень – опустошить всё, что во время затворничества возникает в наших умах, как и внешнее окружение.

Если вы хотите продвигаться к следующей ступени опустошения, то следующее, что трудно отложить, забыть – это сам метод. Что я имею в виду? Это как надевание очков. Нормально просто забыть о том, что вы в очках, и просто смотреть через них. Если вы всегда осознаёте эти очки, то это будет для вас утомительно. Другой пример – носить новые туфли и крепко осознавать, как они жмут, или чувствуются неестественно. Если бы вы просто забыли о них, то смогли бы просто пользоваться ими и ходить быстро и легко. То же самое – водить машину или ехать на лошади. Вам надо забыть машину и просто вести, забыть лошадь, чтобы ехать на ней хорошо. Я думаю, наверное, у всех здесь эта проблема – неспособность забыть о методе, который становится для вас настоящим бременем.

Забывая метод, вы просто в процессе его применения. Тогда вы можете сделать ещё шаг и забыть и себя. Это как парень, который так поглощён наблюдением красивой девушки, идущей по улице, рассматривая её со всех сторон, что он забывает, куда идёт, и падает прямо в лужу. Когда вы забыли себя, вы забыли любые точки зрения, которые у вас были, телесные ощущения – всякое удобство или неудобство исчезает. Если бы вы забыли только метод, но не себя, то ваше тело чувствовало бы себя очень удобно. А, как только вы забыли себя, даже чувства удобства или неудобства тоже ушли, хотя всё вокруг вас ещё существует. Вы очень ясно осознаёте окружающее, хотя и забыли себя.

В конце концов, даже окружающее забыто. Вы не слышите того, что слышится, не видите того, что видится. Тут человек входит в самадхи.

Что касается этих пяти уровней пустотности, большинство из вас может опустошить часть того, о чём я упомянул, но вы ещё не смогли забыть метод, не говоря уже о себе или окружающем. Это большие шаги, трудные для большинства людей. Если вы забываете метод, то теряете всякое осознание времени и сидите очень хорошо. Если вы забываете себя, то можете пережить большое изменение вашей личности. Если вы доходите до уровня забвения и окружающего, то достигаете состояния самадхи. На этой ступени ваша личность определённо подвергнется большому изменению, и я готов буду дать вам метод, который поможет войти на ступень отсутствия я.

Итак, эти пять уровней:

  1. Опустошить ум от мыслей, связанных с вашей повседневной жизнью до прихода на затворничество.
  2. Отложить мысли о вещах вне ума и тела, касающиеся того, что происходит во время затворничества.
  3. Опустошить метод.
  4. Забыть себя.
  5. Забыть окружающее.

Каждый должен спросить себя, на каком вы уровне.

По моему опыту – каждый раз, когда я сажусь медитировать, я прохожу эти же пять уровней пустотности. Один за другим я забываю предыдущие уровни, пока не дохожу до пятого. Раньше бывало, что этот процесс шёл очень медленно. Но со временем, как и сейчас, я стал просто проходить, как только сел, очень быстро и гладко: первый – второй – третий – четвёртый – пятый. Надеюсь, что в будущем каждый из вас сможет так же. Это очень похоже на то, что написано в сутрах о Будде Шакьямуни, который входил в то, что называется «уровни дхьяны». Ему нужно было войти на первый уровень дхьяны, прежде чем он мог перейти на второй, третий и т.д. Хотя соответствие с нашим случаем тут неполное. Я говорил об уровнях перехода от обычного состояния ума к самадхи – которое было бы первым уровнем дхьяны. Но процесс, который вы проходите, того же типа.

Итак, с этими сведениями, у вас может быть полная ясность, как подходить ко практике. Поскольку вы очень стараетесь, вы сможете очень ясно увидеть эти вещи в вашей собственной практике. Когда вы забываете, или бросаете, один уровень и входите на следующий, вы уже знаете, что делать дальше. Как ступени лестницы, эти шаги ясно различимы. Продолжая практику, вы, в конце концов, сможете взбираться очень быстро.


 

Следующая беседа: Четыре великих барьера


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить