Как это можно воплотить? Я предлагаю, чтобы ЮНЕСКО приняло развитие (1) утверждения этой Глобальной Этики и (2) педагогики её воплощения и исполнения - как главный проект для этого столетия. Мы, Мировой Совет Религиозных Лидеров, конечно, будем всем сердцем поддерживать и побуждать лидеров на всех уровнях всех религий, по всему миру, участвовать в этой обязанности.

Шен Янь. Борьба с терроризмом и его предотвращение путём образования и воспитания

Кусан — сыним

Наставления в созерцании хуатоу

Самое важное — это непрестанно исследовать хваду (хуатоу) с непреклонной решимостью. Вначале вы можете чувствовать такую тяжесть, как если бы пытались поднять слабой рукой ведро, полное воды. Пусть даже так, но вы никогда не должны ослаблять свои усилия.

Во дзенском созерцании ключевой фактор — поддержание постоянного чувства вопрошания.

Так, взявшись за хуатоу "Что такое этот ум?", старайтесь все время поддерживать вопрошание: "Что видит?", "Что слышит?", "Что двигает этими руками и ногами?" и так далее. Прежде, чем начальное чувство вопрошания потускнеет, нужно заново поднять вопрос.

Таким образом, процесс вопрошания может продолжаться, не прерываясь, с каждым следующим вопросом, накладывающимся на предыдущий. Вдобавок, вы должны пытаться сделать это наложение гладким и регулярным.

Но это не означает, что вы просто механически повторяете вопрос, как если бы это была мантра. Бесполезно говорить себе день и ночь: "Что это такое?", "Что это такое?" Ключ в том, чтобы поддерживать чувство вопрошания, а не в повторении слов. Как только это исследование придет в движение, для скуки не останется места.

Если ум останется спокоен, хуатоу не будет забыто и чувство вопрошания будет длиться непрерывно. Таким образом, пробуждение будет легким.

 

В созерцании мудрость и сосредоточенность должны взращиваться в единстве. Если есть только мудрость без сосредоточенности, усилятся ложные взгляды. А если есть только сосредоточенность без мудрости, возрастает неведение.

 

Созерцание можно уподобить сражению блуждающих мыслей и сонливости ума, с одной стороны, и хуатоу, с другой.

 

Вы не первые и не последние, кто вступает на этот путь. Так что не теряйте мужества, когда временами будете находить практику трудной. Все патриархи древности, равно как и современные наставники, испытывали трудности на этом пути.

 

Просто каждое утро решайте пробудиться до наступления ночи. Усиливайте это намерение каждый день, пока оно не станет так же неисчерпаемо, как пески Ганга.

 

Нет никого, кто мог бы совершить это за вас. Голод ученика нельзя утолить тем, что учитель поест за него.

 

Это подобно состязанию в марафоне. Победителем станет либо самый подготовленный, либо самый решительный.

 

Следите за тем, чтобы никогда не пренебрегать нравственными заповедями, которые служат основой вашей практики созерцания.

 

Когда хуатоу начинает созревать и ум становится всё острее и однонаправленнее, как хороший меч, жизненно важно продолжать свою практику со рвением нападающего бойца. Вы должны полностью вовлечься в хуатоу, исключив всё остальное.