Для большинства из нас, когда нечего делать, время тянется медленно, а когда много дел, время бежит быстро, потому что мы отвлекаемся. В медитации по-другому. Когда вы практикуете хорошо, время бежит быстро, но в этом случае вы не отвлечены.

Шен Янь. Биография китайского монаха

1. Как вы осознаёте эти процессы как результат намерения без подключения Эго, которого нет?

Предположим, есть новорождённый младенец, который ещё ничего не знает о мире. Его тело чувствует, что мокро и холодно (обписался) – начинает кричать. Ему меняют пелёнки. В памяти создаётся ассоциация: покричал – тебе вернули комфорт.

Спрашивается, где здесь эго?

Человек научился кричать, когда ему становится неудобно, но никакого эго в этом ещё не было.

Точно так же человек научается делать что-то ещё. Стоять, ходить – потому что так выше достаёшь, и со временем ходить становится быстрее и удобнее, чем ползать.

Нет в этом никакого эго. Есть причины и следствия.

Причина – сочетание (А) такого-то человека и (Б) такой-то обстановки.

Из этого сочетания – человека и обстановки – рождается намерение.

Например, голодный человек находит яблоко у дороги. Он обтирает его и ест.

В той же обстановке не голодный человек это яблоко не возьмёт, просто не обратит внимания. (Кому нужно грязное яблоко, валяющееся у дороги?)

Или, если человек не голоден сейчас, но часто голодает, то он возьмёт яблоко про запас, а потом помоет и съест во своё время.

Таким образом, сочетание определённой обстановки и определённого опыта вызывает соответствующие намерения и действия.

Ну, и к чему тут выдумывать какое-то «эго»?

 

2. Как вы воспринимаете это всё и сразу?

Что вы имеете в виду, цельность?

У человека есть две стороны в восприятии, «левая» и «правая».

«Правая» (её относят к левому полушарию головного мозга) – это логика и детали.

«Левая» сторона – это восприятие мира в целом, как общего пространства, без выделения деталей.

Можно заметить, что, когда нам радостно, то весть мир окрашивается радостным чувством; и наоборот, когда грустно – приятные, казалось бы, вещи могут не радовать.

То есть, весь мир сразу окрашивается чем-то, что вызвано лишь какой-то деталью. Таким образом, маленькая деталь жизни может повлиять на всё восприятие жизни в целом. И наоборот, качество восприятия в целом влияет на наше внимание к деталям, на то, какими мы их воспринимаем.

Может быть, трудно воспринимать «всё сразу» полностью, во всех деталях; но мы можем поддерживать восприятие тела и пространства в целом. Это развивается с опытом в медитации. И тогда нас не будут захватывать мелкие детали. Нас не будут порабощать чувства, такие как беспокойство, ненависть, жадность и пр.

Когда не осознаёшь пространства, цельности – то внимание обычно блуждает в деталях, и каждая деталь может «захватить» наши чувства. Если же мы воспринимаем безграничное пространство и цельность как основу, то отдельные ощущения, «плохие» или «хорошие», появляются как явления в этом пространстве. Они не охватывают нас, потому что мы остаёмся безграничны.

Так состояние самадхи – глубокой, ровной осознанности и цельности – предохраняет нас от впадания в омрачения.

 

3. И какова конкретная практика по растворению напряжений?

Вот так осознавать целое, как описано выше – одна из возможных практик по растворению напряжений. Можно ощутить всё пространство, его состояние. Возбуждено ли пространство? Напряжено ли оно?

Мы можем ощутить, что пространство безгранично и безмятежно, и мы не отделены от него, мы в этой безграничной безмятежности.

Так наши возбуждения, противостояния и напряжения могут растворяться. Мы можем ощутить, как безмятежность пространства растворяет их.

Подобным же образом, мы можем просто дать растворяться напряжениям, с помощью ласкового внимания.

Например, что делать, если мы чувствуем боль в мышцах от усталости, или стеснение в груди от переживаний?

Мы направляем этой части тела наше ласковое внимание, чувство любви и доброжелательность.

И мы можем почувствовать, как напряжение рассеивается – растекается вокруг этого места приятное тепло.

Или мы можем почувствовать, как с каждым выдохом напряжение тает.

И мы помогаем телу освежиться путём разминающих движений. Двигаем руками, позвоночником и т.д., чтобы потянуться там и тут, везде, где это нужно.

Можно в первый раз – сосредоточиться на ощущениях потягивания. Потом ещё раз – и сосредоточиться на ощущениях расслабления в этих местах, а затем и во всём теле. А потом ещё раз – и сосредоточиться на том, как это потягивание и расслабление приятно.

Есть и другие практики по растворению напряжений: задействуя пространство, чувства, дыхание, потягивания, отпускание.

Например, если мы по привычке внутренне противопоставили себя другому человеку – можно вспомнить о том, что во всех дурных качествах виноват не сам человек, а обуявшие его омрачения.

Можно почувствовать, что не человек виноват, а омрачения; он их жертва. Так можно отпустить противостояния и напряжения в отношениях с ним и отнестись к человеку сострадательно.

Итак, у нас множество возможностей. Было бы намерение! :)

Исследуйте, как это получается у вас.

Применяйте в жизни, и так не только ваша жизнь станет легче и приятнее, но и вся окружающая жизнь, всё пространство станет чище и гармоничнее.


 

Для комментирования зарегистрируйтесь и войдите. In order to post comments, register and login.