Оу И не одобрял сектантство и настаивал, что со времён Будды Шакьямуни была лишь одна буддийская традиция. Он уделял равное внимание восьми школам: Хуаянь, Тяньтай, Чань (Дзен), Вейши («Только Сознание»), Винайя, Чжунгуань (Мадхьямака), Цзинту (Чистая Земля) и Эзотерическому Буддизму.

Шен Янь. Автобиография Мастера Шен Яня

Откуда мне знать, что это было?

Я могу только гадать.

Например, у меня был такой случай. В сентябре 2003 в Подмосковье было небольшое затворение под руководством монахов – учеников Тик Нат Хана.

Местные ребята организовали всё это не очень тщательно, поначалу возникали некоторые накладки, расписание не полностью соблюдалось, и у участников копились усталость и недовольство.

Представь себе мою реакцию. Я, такой весь серьёзный практикующий, уже сам где-то учу, приехал обменяться опытом, а тут сплошной бардак и трата времени – и непонятно, за что я заплатил такие большие для меня деньги.

Перед обедом я подошёл к учителю с намерением высказать своё недовольство и уйти, забрав деньги. Он сказал:

– Садись за наш столик, поговорим за обедом.

Я удивился, по-дзенски же за обедом надо есть, а не разговаривать. Ну, ладно.

Вот мы сели, и учитель говорит:

– Ты счастлив?

Только я возмущённо открыл рот, как он жестами показывает на мою тарелку: дескать, молчи и ешь.

Что за фигня? Сам же задал вопрос, и тут вдруг «молчи и ешь»?

Я ел и размышлял. Ну, я «несчастлив», так понятно же, почему. В том же самом доме отдыха в мае уже было затворение, в другой дзенской традиции, так там всё было организовано прекрасно. Привезли на автобусах, а не добирались полдня, так что никто не устал. Заселение уже было согласовано заранее, не приходилось ждать чего-то на рюкзаках. Расписание соблюдалось по секундам, всё было гладко, плотно и эффективно… Переводчики были отличные, а не болтавшие, что захочет их левая нога… А тут какой-то балаган, и мне просто жалко этих оторванных ото всего денег. У меня ботинки разваливаются! Я практиковать приехал!..

Но постепенно размышления за едой привели меня к мысли, что даже в таких неудачных условиях пыхтеть гневом как-то неправильно. Ну, фигня кругом, и что? Вполне можно принять это спокойно, точно так же распрощаться и уехать, а кипятиться-то зачем?

И вот, пока мы обедали, раздражение ушло, и возникло принятие всего, что происходит – как нормального жизненного процесса.

В итоге, я почему-то остался. И, надо сказать, потом не пожалел об этом.

Я понял, что неприятные, трудные ситуации на пути можно впитывать в себя как полезные уроки и *принимать* как должное.

Эти двое монахов помогли мне научиться жить в несовершенстве. Оставаться спокойным и счастливым, не париться и даже бардак использовать на благо.

И впоследствии на каких-либо практиках и затворениях я оставался расслабленным и беззаботным, и это отношение очень способствовало их гладкому и мощному течению.

Вместо того, чтобы стараться всё контролировать «в совершенстве», маниакально «удерживать марку» и т.д.

Со временем это привело ещё к одному осознанию: какая бы ерунда ни происходила вокруг меня, не стоит отстраняться с отношением: «Это не я творю, я здесь ни при чём».

Я-то здесь!

«Правильно» или «неправильно» идут события, всегда можно постараться проявить мудрость. Тогда в любой «неправильной ситуации» будет мой мудрый ответ.

Возвращаясь к тому затворению, с учениками Тик Нат Хана:

Итак, многие люди были усталы и недовольны. Учитель заметил наше напряжённое состояние и велел нам лечь в «позе трупа» и расслабляться. А сам стал петь колыбельные – по-английски, по-вьетнамски…

Народ расслабился и стал засыпать. И я тоже погрузился уже почти в сон, как вдруг сработал какой-то «сторожок» внутри, и я спохватился. Меня вынесло из состояния дрёмы обратно в осознанность.

Что это было? Вероятно, некое намерение оставаться осознанным, или контролировать себя… Так я не отпускал себя и не уснул, хотя остальные спали. А я просто лежал и расслаблялся.

Надо сказать, что это помогло. Дальше затворение шло гладко, с лёгкостью и удовольствием. Люди медитировали, учились. Общение с этими монахами было интересно – так что я и через 14 лет вспоминаю и рассказываю об этом.

Вот ты говоришь: почувствовал, что на грани – прыжок в пропасть неизвестного.

«Но Эго остановило».

Что такое это Эго?

По-моему, нет никакого «эго» – есть определённые процессы.

Есть намерения, которые «включают» определённые процессы в определённых условиях.

Если мы постепенно разбираемся в этих намерениях и процессах, то можем всё правильно организовать «у себя в уме».

Не будет никакого «Эго», которое где-то «сидит» и что-то «контролирует».

Вообще, этого Эго уже нет, это иллюзия: есть некие намерения и процессы. С которыми мы можем сами разбираться, что-то регулировать, перестраивать и т.д.

И в конечном счёте мы приходим к такому состоянию, когда «весь мир» работает естественно и гармонично. Его не нужно «контролировать», потому что весь он целиком и создаёт лучший контроль. Чем если маленький отгороженный кусочек будет пытаться всё контролировать, видя мир из своей узенькой норки.

Все омрачения и страдания происходят от ограниченного восприятия. Мы начинаем прыгать от плода ко плоду, вместо того, чтобы просто жить в открытости и полноте. Начинаем воспринимать мир как фиксированные объекты, хотя на самом деле мир текуч каждый миг. Начинаем развивать жажду, болезненное стремление: «Ещё!», и болезненное сопротивление: «Не хочу!», вместо того, чтобы отпустить все вещи жить свободно.

Настоящая свобода тогда, когда нет противопоставлений.

Поэтому практикуй растворение напряжений и противопоставлений.

Тогда не будет резких прыжков в пропасть, всё откроется мягко. Весь мир будет путешествовать в неизведанное и творить небывалое.

Каждый миг.


 

Для добавления комментариев зарегистрируйтесь и войдите. Register and login to comment.